1 сентября тысячи первоклашек пойдут в школу, но как понять, готов ли ваш ребенок к учебе?
Очень важно, чтобы ребенок был готов к школе физически, психически и интеллектуально.
Итак, что нужно уметь и знать до поступления в 1 класс:
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Школьные занятия требуют большого напряжения. Нормальное физическое развитие позволяет избежать нарушений осанки во время долгого сидения за партой, например, искривления позвоночника, и развития других болезней.
Развитие координации, то есть согласованных, соразмерных движений формирует человеческий мозг, в том числе связь между его полушариями.
Что должен уметь ребенок перед поступлением в 1 класс:
- уметь играя, бегая, совершать плавные, точные движения.
- легко собирать рассыпавшиеся мелкие предметы в коробку (пуговицы, бусинки…).
- бросать и ловить мяч.
- прыгать на двух и одной ноге.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения.
Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Психологическая готовность это:
- уметь в течение 15–20 минут заниматься скучным/нелёгким делом.
- фантазировать, представлять в уме.
- понимать смысл сказок, рассказов, поговорок, сопереживать героям сказки.
- понимать простейшие рисунки и схемы (чертежи).
- уметь рисовать сам разнообразные сюжеты – людей, героев мультфильмов, дома, деревья, космические корабли и т.п., поясняет ли свои рисунки.
- уметь лепить.
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Социальная готовность это:
- уметь налаживать контакт со сверстниками и незнакомыми людьми.
- знать, как вежливо обратиться за помощью к другу или к знакомому взрослому.
- понимать смысл действий взрослых на почте, в магазине, в метро.
- уступать место пожилым людям в транспорте.
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
В школе ребенка не будут кормить с ложечки, уговаривать покушать, или следить, чтобы он ничего не забыл принести. Если ребёнок чего-то не умеет, или делает медленно, то не дожидайтесь поступления в 1 класс, начните тренироваться заблаговременно.
Что ребенок должен уметь к 1 классу:
- самостоятельно одеваться.
- завязывать шнурки и застегивать молнию на куртке.
- аккуратно складывать одежду.
- запоминать, куда повесил куртку.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.
Интеллектуальная готовность - это багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.).
Ребёнок должен знать:
-своё имя, отчество, фамилию;
-свой возраст и дату рождения;
-свой домашний адрес и номер телефона;
-название своего города, его главные достопримечательности;
-название страны, в которой он живёт;
-фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;
-названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
-названия домашних животных и их детёнышей;
-названия некоторых диких животных и их детёнышей;
-названия зимующих и перелётных птиц;
-названия овощей, фруктов и ягод;
-названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.
Ребёнок должен уметь:
-различать предметы одежды, обувь и головные уборы;
-пересказывать русские народные сказки;
-различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
-свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);
-полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
-запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;
-различать гласные и согласные звуки;
-разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
-определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;
-хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);
-владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; --рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;
-свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;
- внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);
-сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
_____________________________________________________
Подписывайтесь на мой телеграм-канал для родителей, там я пишу про образование, репетиторство и даю полезные советы родителям школьников