В начале XIX столетия Мексика имела очертания, сильно отличные от современных. Но масса территорий этой страны оставались необжитыми, а политика правительства не отличалась последовательностью и здравым смыслом. Так что неудивительно, что в 1836 году Техас отделился от мексиканского безумия и объявил себя свободной страной. Что не сильно понравилось прежним хозяевам. Хотя плотно проблемой они заниматься не стали – не нашли времени и средств. В 1845 США прибрали к рукам бесхозный штат (в нем к тому времени уже поселилось множество американцев) в качестве 38-го по счету. И тут Мексика вконец обиделась. Что выразилось сначала в нотах протеста, потом в нежелании признавать решенным старый территориальный вопрос.
Со временем к отчуждению Техаса вроде как и привыкли, но тут взыграло ретивое, и старый конфликт вспыхнул снова – делили спорную территорию между парой пограничных рек. Все понимали, что рано или поздно случится война. А тут еще и скандалист Санта-Анна из изгнания вернулся. Так что США решили его спровоцировать на конфликт, потому что лучше самим определять место и время битвы, чем дать врагу подготовиться и начать диктовать условия. Что неплохо получилось. Началась война 1846 – 1848 годов.
В рамках этого конфликта сражались неоднократно. Но самым памятным и самым значимым сражением оказалась битва при Буэна-Виста, случившаяся 22-23 февраля 1847 года. И этот эпизод интересен тем, что, собственно, горстка американцев билась с толпой мексиканцев. И обе стороны допустили массу ошибок. В результате победили обороняющиеся американцы. И именно эта победа позволила присоединить к США немалые территории, до той поры составлявшие 55% прежней Мексики.
Битва случилась не в самом начале войны. И на тот момент командующим американцев считался Уинфилд Скотт. Армией Техаса же командовал Закари Тейлор. И эти генералы друг с другом не ладили. Тейлора подчинили Скотту. И последний отдал приказ Тейлору расстаться с большей частью своих сил. Тот сделал вид, что не понял приказа и принялся совершать марши, стараясь уйти от Скотта как можно дальше. Начались интриги и поток рапортов, в результате чего Тейлор все же лишился пары дивизий. Что стало известно Санта-Анне.
План мексиканского вояки был прост. Собрать тысяч двадцать солдат и разгромить Тейлора. А потом всеми силами обрушиться на Скотта. Так что он отстранил прежнего командующего, занял его место и принялся набирать армию. Которая к январю уже насчитывала свыше 21 тысячи человек. Правда, на начало марша в сторону американских позиций в ней оказалось пара тысяч с хвостиком больных и немощных, которых пришлось оставить на своей территории.
Тейлор знал о марше Санта-Анны, и почему-то отошел вглубь территорий с позиции, сулившей немало бонусов – она располагалась на самом краю пустыни, через которую шел Санта-Анна. И в случае поражения мексиканца ему пришлось бы отступать через пустыню. Что гарантировало последствия, близкие по результату к полному разгрому. Но Тейлор отошел на несколько миль, что в теории давало мексиканцу свободу маневра. Тейлор занял долину, шириной около 3-х километров, ограниченную хребтами Сьерра-Мадре. А Санта-Анна в это время шел через пустыню. И когда вышел из нее, то у него вместо прежних 18 с лишком тысяч осталось чуть более 15 – остальные умерли от переохлаждения (почти все время шел дождь и дул очень холодный ветер) или попросту дезертировали. И все равно его силы превышали американские – у Тейлора имелось примерно 4,5 тысячи при 16 пушках. Правда, их экипировка и вооружение были получше мексиканской.
Когда Санта-Анна нашел Тейлора, он мог разгромить его с хода. Или добиться победы, маневрируя – американцы не успели закрепиться. Но мексиканец решил поосторожничать и подождать прихода основных сил – они отстали на марше. А маневрировать он не мог – после перехода у солдат сил совсем не осталось. Вдобавок появились случаи дизентерии, что тоже людям сил не прибавляло. И Санта-Анна принялся уговаривать через парламентеров Тейлора сдаться. А тот не соглашался.
Один фланг американцев прикрывала гряда, непроходимая ни для конницы, ни для пехоты. По фронту позиций местность тоже оказалась не идеальной. И конницу мексиканцы могли использовать только в пешем строю. Артиллерия же вообще лишалась маневра и могла драться только там, где ее поставили накануне. Правда, на левом фланге, где пехота проходила, пусть и с затруднениями (три оврага), имелась господствующая высота, куда Тейлор не успел разместить отряд. Вот ею-то и решили завладеть мексиканские парни.
На правый фланг ударили ложно, вполсилы. А вот на левом натиск оказался как надо. И в результате высоту захватили. Правда, уже под вечер и ценой относительно больших потерь. Потому что Тейлор разгадал замысел противника и вовремя организовал отпор.
Ночью не воевали, но американцы устроили рокировку. И усилили свой проблемный фланг несколькими орудийными батареями, заодно поменяв некоторые части местами – взамен потрепанных вечерним боем поставили наименее пострадавшие. Так что с утра 23 февраля, когда сражение возобновилось, мексиканцам результат не понравился – залпы орудий накрывали их еще на подходе, а на близком расстоянии, когда работала картечь, потери оказались вообще ужасающими. Но натиск не ослабевал, и довольно скоро американская пехота отошла, оставив несколько орудий без прикрытий. Вот на этом-то участке и завязалась основная драка.
Мексиканцы лезли вперед, а американцы бросали в бой все новые части, чтобы купировать опасность. В результате дело решила одна батарея, сумевшая занять позиции на соседнем плато. Санта-Анна не предпринимал попытки массированной атаки по всему фронту, что позволяло Тейлору маневрировать силами, перебрасывая отдельные части с места на место для усиления проблемных участков. К вечеру сражение стихло. Все остались на своих местах.
Тейлор привел армию в порядок. Организовал помощь раненым, договорился об обмене пленными и послал гонцов за резервными силами. А вот Санта-Анне такой роскоши не досталось – у него после битвы остались две трофейные пушки. А вот с людьми вышло плохо – менее 10 тысяч личного состава, обремененного 700 тяжелоранеными. Интересно, что погибло около 600 человек. А остальные попросту подевались неизвестно куда – среди пленных их тоже не обнаружили. Провизия подошла к концу, дизентерия набирала силу, так что мексиканцы решили отступать.
Во время обратного похода дела у мексиканской армии оказались совсем невеселые. Санта-Анна попросту бросил своих солдат, отправившись в столицу, где заявил о победе мексиканской армии. По дороге умерло порядка 3 тысяч солдат (у американцев же погибло менее 300 человек и только в сражении). Так что вся эта авантюра по потерям оказалась близка к разгрому в генеральном сражении.
Как уже упоминалось, Санта-Анне достались две пушки в качестве трофеев. Но их он довольно скоро потеряет в локальных битвах. А вот людские потери и потерю боевого духа возместить не удалось. Хотя по возвращении армии домой и были награждены все уцелевшие офицеры. А 27 из них даже досталось повышение в звании. Это не помогло.
В итоге все закончилось территориальными потерями для Санта-Анны и ростом популярности для Тейлора – немного погодя он выиграл президентские выборы и стал 12 президентом США.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала