Наверняка в военных фильмах вам приходилось видеть кадры того, как у подбитого танка отрывает башню. Тяжеленая металлическая конструкция вздымает в небо и падает на удалении от танка. Излюбленный приём режиссёров, действительно смотрится очень зрелищно и эффектно. В данной статье мы попробуем разобраться в причинах того, почему танки «метают» башни.
Нередки были случаи отрыва башни в результате прямого попадания мощного артиллерийского снаряда, например 150 мм., выпущенного легендарным «Зверобоем» ИСУ-152.
Но, безусловно, самой распространённой причиной отрыва башни является взрыв боекомплекта. Происходит это вследствие попадания в танк бронебойного или кумулятивного снаряда. В сущности, танк является замкнутым пространством со многими килограммами взрывчатки внутри.
В результате взрыва которой и возникает избыточное давление, которое стремится вырваться из корпуса танка по пути наименьшего сопротивления, что и приводит к отрыву башни.
Немного лучше ситуация обстояла у американцев. Дело в том, что на своих «Шерманах» они использовали так называемую «мокрую» укладку. Она представляла собой ящики с двойными стенками и отделом для каждого снаряда. Полость между снарядами заполнялась водой и в случае возгорания боеукладки - вода разливалась и гасила огонь.
На современных танках конструкторы пошли по другому пути. Для минимизации последствий взрыва боекомплекта конструкторы используют специальные вышибные панели в отсеках для боеприпасов. Наружная стенка специально сделана слабее внутренних. При детонации боекомплекта её вышибает первой. В результате- взрывная волна перенаправляется наружу, тем самым снижая риски для экипажа.
Хотя, как показывает опыт современных боевых действий, «панацеи» до сих пор не найдено. Всё это в очередной раз доказывает, что на войне всё решает случай и удача.
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья -подписывайтесь на канал и ставьте лайки!
По ссылкам ниже – другие мои статьи о интересных фактах из мира бронетехники: