Найти в Дзене
Forbes for Business

Как пандемия изменила рынок труда?

2020 мощно перетряхнул российский рынок труда. Компаниям пришлось быстро пересматривать кадровый состав и принимать сложные решения. В самых пострадавших сферах спрос на сотрудников обвалился на 60-70%.

Со временем ситуация начала исправляться. К примеру, по статистике портала hh.ru, в мае 2020 года оплата труда рабочего в среднем выросла на 29% в годовом сопоставлении – предложения начинались от 55 тыс.

Но трансформация не закончилась вместе с карантином, считает HR-эксперт, коуч ICF и эксперт Школы Миллиардера Марина Починок. Рынок труда и методы подбора персонала продолжают меняться до сих пор.

Марина считает, что сам пандемия показала реальность трудового рынка без прикрас. Оказалось, что ни один бизнес не может гарантировать вечную занятость. Огромное количество предприятий не смогло вынести пандемии, им пришлось увольнять людей, причем это касалось компаний разных размеров и отраслей.

В этой ситуации практически каждому человеку пришлось ответить на вопросы: а в чем моя ценность на рынке труда? Если завтра я не смогу работать в своей корпорации, что я смогу делать? Что я захочу делать? За что мне готовы платить? К этим вопросам мы вернемся в конце комментария.

Работодателей пандемия заставила пересмотреть систему управления и кадровый состав. Главный тренд – уменьшение слоев управления при большем внимании к его качеству. Сегодня бизнесу нужны или стратегические руководители, или те, кто могут не только управлять людьми и задачами, но и сами выполнять отдельные виды работ, растить других.

Также пандемия резко усилила тренды последних нескольких лет. Выросли спрос на фрилансеров и на удаленный формат работы. Весной 2020 года компании были вынуждены перевести на удаленку большую часть сотрудников, но появлением возможности ходить в офис воспользовались уже не все.

Появился, так называемый, гибридный офис – 2-3 дня работа в офисе, 2-3 дня – из дома. При этом формате у сотрудников нет постоянных физических рабочих мест. Удаленка позволяет экономить на аренде, но требует новых инструментов управления.

Тем, кто хочет усилить свои позиции на новом рынке труда, Марина советует делать следующее:

  • Задать себе вопрос: «Что является моим главным продуктом или услугой и кто является главным потребителем этого продукта?». От ответа на этот вопрос зависит уникальная ценность человека на рынке труда
  • Строить нужную сеть контактов, относиться к отношениям как к капиталу
  • Научиться рассказывать о себе, о своих делах, успешных проектах и об имеющихся компетенциях
  • Быть открытым к изменениям и воспринимать все неожиданные повороты судьбы как возможность изменений к лучшему