Первый русский экспрессионист, советский нонконформист, авангардист и график – всё это про Анатолия Зверева. Пикассо называл его «великим русским рисовальщиком», Костаки – «русским Ван Гогом», Фальк утверждал, что «каждое прикосновение его кисти бесценно», а сам Зверев большую часть жизни прожил в однушке у матери и ни разу не был на своих зарубежных выставках.
Начало пути
Жизненный и творческий путь Анатолия Зверева – путь отшельнический и загадочный, начиная от зарождения таланта и до невыясненных обстоятельств смерти. Анатолий родился в 1931 году в семье инвалида гражданской войны и разнорабочей. Одинокий и неприкаянный с самых ранних лет, Зверев выучился на маляра-альфрейщика и самостоятельно постигал азы изобразительного искусства. Неизвестно, получил бы известность самобытный талант Зверева, если бы не встречи художника с будущими покровителями, прежде всего главным коллекционером российского авангарда Георгием Костаки.
Зверев и единомышленники
Идеологически Зверев был близок нонконформистам (представителям советского неофициального искусства, среди которых Немухин, Рабин и другие). Данное направление в искусстве зародилось в 1950-х годах и противопоставляло себя официальному социалистическому реализму, используя новые формы и темы творчества. Про общество своих друзей-нонконформистов Зверев говорил: «Как я жил? Я никогда не жил, я существовал. Жил я только среди вас». При этом Зверев не принимал участие в крупных андеграундных выставках того времени, будучи во всём сам по себе.
Признание и обвинения в тунеядстве
Постепенно творчество советских нонконформистов, и в первых рядах Анатолия Зверева, привлекает внимание публики за рубежом – начиная со статьи в Life «Искусство России, которое никто не видел» и продолжая парижской галереей Motte, нью-йоркским Музеем современного искусства и многими зарубежными вернисажами. Отказывающийся выполнять государственные заказы, Зверев в это время прячется от милиционеров и возможного ареста «за тунеядство». Лишь ближе к концу жизни (умер в 1986 году) работы художника начинают экспонироваться на отечественных выставках, а персональная прижизненная выставка состоится только одна.
Музей AZ
Интерес к творчеству Зверева в современной России вспыхнул в 2012 году, когда в Манеже прошла выставка «Зверев в огне» (работы художника, уцелевшие во время пожара коллекции Костаки). Свыше 30 000 посетителей открыли для себя живопись и графику Зверева – именно интерес широкой публики к творчеству художника стал отправной точкой для открытия в 2015 году Музея Анатолия Зверева. Аккуратный, но вместительный трёхэтажный музей-особняк удобно расположен в самом сердце столицы (на 2-ой Тверской-Ямской) и оборудован по последнему слову техники (хорошее освещение, подходящее музыкальное сопровождение, мультимедийные экраны и лифт).
Творческое наследие
Творческое наследие Зверева насчитывает более 30 000 произведений, ведь плодовитый художник предпочитал создавать свои работы несколькими молниеносными движениями. Чудаковатый и зачастую не понимаемый окружающими, Зверев с потрясающей точностью и проницательностью умел запечатлевать суть человека и улавливать мимолётные настроения, что роднит его с великими экспрессионистами. Изумление и восхищение вызывает то, какие изысканные и утончённые женские портреты создавал брутальный и с виду неотёсанный Зверев, как восхищался аристократической красотой главной музы своей жизни – Оксаной Асеевой.
«Человечество вечно суетится, пока у него есть время... Но иногда кому-то из нас удаётся остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание. И тогда мы оказываемся во власти живописи. Она прекрасна, как сказочная принцесса... через сновидения, в коих часто неимущий получает во сто крат больше имущего...»
Анатолий Зверев