Найти в Дзене
ActivityEdu

Компетенции современного педагога: вызовы цифровизации

Оглавление

Пандемия показала, что современному учителю без цифровых технологий никак не обойтись. Но вопросы все же остались: настолько ли актуальна «цифра» при традиционном обучении, что требуется от педагога в условиях диджитализации и какие компетенции помогут педагогу соответствовать веяниям времени? На эти вопросы отвечает Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения «Яндекс.Учебника».

Для чего технологии учителю

– Казалось бы, преподавать классические школьные предметы можно и без всяких гаджетов, вооружившись только мелом и доской, – рассказывает Ирина Савицкая . – Однако свободное владение компьютером и рядом программ может не только помочь педагогу получить новые знания, но и сильно облегчить ему работу. Использовать технологии в работе учитель может по-разному: для проведения уроков онлайн для заболевших учеников или выдачи интерактивных заданий, для планирования, тайм-менеджмента, коммуникации с коллегами и родителями. «Цифра» позволяет организовать работу, сократить сроки ее выполнения и улучшить качество с помощью одних лишь подручных средств.

Цифровые компетенции как необходимость

Умение использовать цифровые технологии в проведении занятий обозначено в профессиональном стандарте педагога. В целом цифровые компетенции – это способность учителя решать разноплановые задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Среди таких задач – создание контента . Педагог должен быть способен самостоятельно сделать презентацию, плакат, графику, инфографику. В идеале ему пригодятся навыки монтажа видео, сложных вычислений, создания тестов, викторин, кроссвордов, ментальных карт.

Чаще всего учителям не требуется авторский контент – все, что нужно, есть в интернете. Однако даже используя уже готовые материалы, любой педагог адаптирует их под свой класс: темп выполнения заданий учениками, их скорость восприятия и другие особенности.

Другая задача, которая стоит перед учителем в рамках использования цифровых технологий, – уметь сделать урок наглядным . Компьютер поможет продемонстрировать детям явления из макромира, затмение солнца или деление клетки – то, что невозможно увидеть глазом. Все это демонстрируется ученикам с помощью интерактивных моделей, цифровых микроскопов. А на уроке литературы можно, например, включить голос автора, читающего текст – так ученики погрузятся в тему глубже, будут более внимательными.

Еще один важнейший навык – умение находить нужную и правдивую информацию в интернете . Это нужно и для того, чтобы подготовиться к занятиям, и для того, чтобы быстро найти что-то прямо на уроке в режиме реального времени.

Еще одна задача, стоящая перед учителем в контексте использования цифровых технологий – коммуникация . Сейчас чаще всего педагоги общаются и с родителями, и с детьми через мессенджеры и соцсети. Пользоваться ими стоит научиться хотя бы ради того, чтобы рассылать домашние задания, презентации с уроков и другую важную информацию: ребенок получит ее, где бы он ни был.

Кроме того, от учителя во многих современных школах требуется владение LMS-системами наподобие Google Classroom, МЭШ, Дневник.ру. Эти сервисы позволяют более прицельно работать с индивидуальной образовательной траекторией ребенка, внимательно следить за его результатами обучения, делать объявления, загружать весь необходимый контент. При помощи таких систем можно, например, применить технологию «перевернутого класса», когда дети изучают информацию дома, а в классе вместе с учителем практикуются.

О том, насколько хорошо вы владеете цифровыми компетенциями педагога, можно узнать, пройдя Интенсив «Я Учитель» 3.0 от «Яндекса». 20 кейсов помогут вам понять, насколько хорошо вы владеете технологиями и умеете их применять, может ли сформировать в школе цифровую образовательную среду, насколько успешно организуете онлайн-коммуникацию, а также проверить свои знания в части информационной безопасности и цифрового этикета. Тест «Цифровые компетенции учителя» – один из четырех, по которым педагог любого уровня может проверить свои компетенции, а затем получить рекомендации по их развитию.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.