Финляндия готовится принять обновленный вариант своей арктической стратегии. Изменения не столь очевидны на первый взгляд, но анализ нюансов позволяет продемонстрировать значимые векторы намеченных изменений.
Готовилась давно, ещё до ковид-19
Исследователь Тимо Койвурова отмечает, что подготовку новой стратегии и соответствующие консультации Финляндия начала давно: ещё до начала ковид-19. В начале 2020 г. проходили общественные консультации, а в начале этого года канцелярия премьер-министра направила проект стратегии на консультации с общественностью и парламентом.
Принятие новой стратегии ещё не произошло, но эксперты отмечают намеченные приоритеты. По мнению Т. Койвурова, их четыре:
- смягчение последствий изменения климата и адаптация к нему;
- содействие реализации прав и свобод коренных жителей Арктики;
- новые технологии;
- создание инфраструктуры и логистики.
Геополитический tension
В Хельсинки отмечают геополитическое напряжение, которое формируется вокруг Арктики. Здесь и фактор Китая, и агрессивные попытки экс-президента США Д. Трампа поменять расклад сил путём «приобретения» Гренландии. Экспертное сообщество в Финляндии озабочено проблемой усиления влияния этой страны на формирующиеся конфигурации.
В парадигме климатических изменений
В центре новой стратегии борьба с изменениями климата и адаптация к нему арктических стран. В соответствии с установками-месседжами администрации Д. Байдена – этот тезис в Финляндии признаётся ключевым. В этом и не было особой интриги.
Разница между старой и новой стратегией наиболее очевидна, по мнению финских экспертов, в вопросах использования полезных ископаемых Арктики. Стратегия 2013 г. акцентировала внимание на огромном количестве полезных ископаемых, которые Финляндия собиралась использовать.
В новом проекте документа всё не так. В стратегии будет сказано, что освоение полезных ископаемых противоречит достижению парижских климатических соглашений. Ранее в Хельсинки говорили о строительстве арктической железной дороги, а в актуальном варианте стратегии – о ней даже нет упоминания.
В чём фокус?
Лейтмотив стратегического документа – усиление геополитической напряженности и необходимость работать в рамках предлагаемых/навязываемых принципов со стороны США. В Финляндии принимают логику зелёной энергетики и провозглашают ее комплексную актуальность.
Скорее всего, Финляндия будет верным сторонником позиции США по Арктике. Готовность Хельсинки корректировать свою стратегию свидетельствует о нежелании конфликтовать и отстаивать свои права на реализацию значимых проектов в Арктике. Скорее, Финляндия рассчитывает найти свои ниши (туризм, высокотехнологичное производство и т.д.).
При этом, нужно подчеркнуть, преобладает явное желание избежать конфликтов. Аналогичные сигналы Вашингтон ждёт не только от Хельсинки, но и от Стокгольма, Копенгагена, Осло и Рейкьявика. Частично, эти сигналы уже посланы.
Стратегически это означает некоторое упрощение арктической конфигурации: происходит поляризация. США консолидируют страны Северной Европы, но сохраняют высокий конфликтный потенциал с Россией и Китаем. В среднесрочной перспективе конфронтация в Арктике будет нарастать: анализ позиций нейтральной Финляндии в 2013 и 2021 гг. позволяет примерно понять динамику процессов.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic