Найти тему
Божественные комедии

"Викрам и Бетааль". 53-54 серии. Искупление Рамы

Итак, -- продолжает Бетааль, -- решение было принято, хотя Сита разгневалась, не понимая решения Рамы. Она желала знать причину. Иначе это что же получается: Равана был прав, когда похитил ее?! Что? Рама согласен, что это был аморальный поступок? Что Равана тяжко согрешил, когда это сделал? Тогда как тебя понимать, сын рода Рагху? С какой стати тебе жертвовать своей головой ради него? Если он не виноват, то кто тогда виноват, я что ли, твоя Сита? Нет, отвечает Рама, никто не виноват. Равана понес наказание за свои грехи. Но убить его тоже было грехом. Не желаю жить грешником!

-2

Требование братьев и того жестче: сперва убей нас. Нет уж, отвечает Рама, это будет еще один грех. Мне и так достаточно.

-3

Васиштха вновь пытается переубеждать, но тщетно. Тогда гуру спрашивает Ситу, последует ли она за Рамой и на этот раз. Сита отказывается: она бы сделала это, но такое ее решение будет не на пользу женщинам грядущих поколений. Даже она на этот раз не поддержала Раму.

-4

Ну так ответь, царь, -- заключает Бетааль, -- почему Рама принял это решение, шокировав братьев, подданных, жену и богов? Да, богов тоже -- потому что Брахма кинулся к Шиве, умоляя убедить Раму отказаться от жертвоприношения. Махадэв, ты же его Бог, он тебя послушает! Шива, однако, устраняется: оставьте Раму в покое, он лучше знает, притом -- он мой Бог, а преданные решений богов не обсуждают. Пускай дэвы его останавливают, если сумеют...

-5

Дэвы уносятся с криком: "Не дадим погибнуть праведности!". Они пытаются остановить Раму, создавая всяческие препятствия из ветра, воды и огня, но тщетно. Ягья все-таки совершается, и Рама отсекает свою голову, вручая ее Агни как приношение...

-6

Но это еще не все, царь, -- продолжает Призрак. -- Переполошившиеся дэвы немедля кинулись будить Шиву с криком, что если не воссоединить немедля тело Рамы с его головой, то мир рухнет. А сделать это может только Шива!.. Но мой вопрос вот в чем. Скажи, царь, почему Рама все-таки это сделал? "Потому что убийство невинного нуждается в искуплении, -- отвечает Викрам. -- А Равана был невиновен". Дух выпадает в осадок. Ну да, ну да... Равана невинен, как немецкий солдат под Сталинградом... С какой стати? Объясни.

-7

Все просто, -- отвечает Викрам. У Раваны было десять голов. Девять из них содержали греховные помыслы, а десятая была исполнена праведности. А Рама отрубил ему не только грешные головы, но и праведную, принадлежавшую великому брахману, мудрецу и преданному Шивы. За те девять к нему никаких претензий, а вот десятая -- уже увы.

Да, все верно, -- соглашается Бетааль. Молодец, царь, разъяснил то, что сам Рама не сумел. Но история еще не вся. Жизнь Рамы с его благой кармой не должна была так закончиться. Итак, Шива отправился на гору, где совершилась ягья, и воссоединил голову Рамы с телом, сообщив ему, что грех искуплен. И пусть Рама займет трон Айодхьи, есть у него еще дома дела... Однако ты, царь, все же совершил ошибку! Ты заговорил. Так что счастливо оставаться!

-8

Викрам возвращается во дворец, где застает жену, любующуюся луной. Красивая лирическая сцена, которых мне так не хватало с "Махабхарате".

Идиллию нарушает женский плач. Махарани рассказывает странную историю о лампе, которая плачет, предвещая несчастье. Викрам бросается выяснять, где плакали. Он видит двух беседующих духов ламп и узнает о слепой вдове, чей сын должен завтра умереть. Его казнят по приказу раджи Рудрапратапа. И никому не спасти Намадэва, хотя он невиновен. Духи исчезают, а император заключает, что такое безобразие, как казнь невиновного, надо непременно предотвратить...

-10

Брошенным мечом он преграждает путь Ямараджу, спешащему к месту казни, и объясняет недовольному божеству, что человек, за чьей душой он торопится, ни в чем не виноват. Увы, но Яме пофиг, виноват Намадэв или нет. Дэв и царь вступают в поединок. Праведность Викрама и его преданность Шиве не дают Яме победить. Тот пытается забрасывать удочку: мол, откуда знаешь, что твой Намадэв невиновен? Выясню, отвечает Викрам. А ты подождешь тут.

-11

Вскоре самрадж отлавливает того самого Намадэва, драпающего от стражников. Со слов беглеца ясно, что он вообще не в курсе, за что его приговорили. Викрам отправляется во дворец раджи. Там скандал -- раджа в гневе на стражников, упустивших Намадэва. Но имя Викрамадитьи пользуется здесь большим почтением.

-12

Раджа со всем уважением обещает доказать, что тот Намадэв -- величайший предатель, какого земля носила. Он украл у Рудрапратапа жену! Со слов раджи выходит, что когда бездетная царица молилась о ребенке в храме Нагов, Намадэв, служивший ее телохранителем, охально схватил махарани за руку и предложил себя на роль (пардон) производителя. А когда она возмутилась -- перебил охрану и похитил царицу.

Викрам настроен выяснить истину и наказать виновного, кем бы он ни был...