Найти тему
Новости Южной Кореи

Вишня в Корее зацвела в этом году подозрительно рано

Цветение вишни в Сеуле
Цветение вишни в Сеуле

Мой недавний пост в Фейсбуке с фотографиями цветущей вишни вызвал большой интерес, поэтому грех было бы не развить тему, тем более что вишня дала для этого новый информационный повод. Точнее говоря, настоящим ньюсмейкером стала не сама вишня. Она всего лишь послужила своеобразной лампочкой-индикатором глубинных природных процессов. Ну, а истинным героем моей новой заметки станет изменение климата в Южной Корее.

Как сообщили 6 апреля в Корейском метеорологическом управлении (기상청), март 2021 года оказался самым тёплым мартом за всю историю расчётов среднемесячной температуры воздуха по стране в целом. История расчётов, правда, особой древностью не отличается. Она началась всего около полувека назад — в 1973 году. Но как бы то ни было, отметим: средняя температура в Корее в прошлом месяце составила 8,9 ℃. Со знаком плюс, конечно. С 1973 года ничего подобного ни разу не наблюдалось. Предыдущий рекорд был установлен в 2018 году и равнялся 8,1 ℃. Третье место теперь занимает 2020 год, когда в марте было в среднем плюс 7,9 ℃.

Обратите внимание, что самые тёплые первые месяцы весны за полувековой период как-то странно пришлись буквально на самые последние годы. Отсюда возникает подозрение: что-то у нас тут неладно, идёт какой-то непонятный разогрев.

Похожие вещи происходят и на локальном уровне. С Чеджудо, например, передают, что там средняя температура в марте 2021 года составила 12,9 ℃, и  это тоже рекорд за весь период измерения средних температур на острове — в данном случае за 60 лет, с 1961 года. Давайте теперь посмотрим, какие годы идут следом по этому же показателю: 2002 г. — 12,2 ℃, 2020 г. — 11,9 ℃, 2018 г. — 11,6 ℃, 2014 г. — 11,3 ℃. Как видим, это всё XXI век, причем по большей части опять самые «свежие» годы. Получается, что и на субтропическом Чеджудо становится всё теплее и теплее. Во всяком случае в марте.

Конечно, какой-нибудь вредный и неверующий в потепление тип может сказать: это всё ещё ни о чем не говорит, ведь данные у вас неполные — то за 50 лет, то за 60. А вдруг 70 лет назад было ещё жарче? А вы и не знаете, потому что данных у вас нет! Шах и мат вам, глупцы!

Вынужден огорчить нашего воображаемого вредного типа: рано он радуется, потому что более старые данные всё-таки есть. Они, правда, несколько отличаются по своему характеру от приведённых выше, но, не исключено, что так даже лучше.

На помощь климатологам неожиданно приходит замечательная и всеми (ну, хорошо, почти всеми) любимая весенняя вишня. Корейские метеорологи знают, что цветение вишни очень чувствительно к погоде, к тому, насколько тёплыми выдаются февраль и март, насколько солнечной бывает погода в этот период. И в зависимости от упомянутых факторов цветение начинается или пораньше или попозже, причем разница из года в год может быть весьма приличной — и 10, и 20 дней, если погодные условия заметно отличались. Но, в общем, давно замечено, что чем теплее погода в феврале и марте, тем вишня расцветает раньше. И наоборот: по дате начала цветения можно примерно прикинуть, насколько тёплыми были февраль и март.

У «метода вишни» тоже есть свои ограничения. Например, никто пока не додумался рассчитывать среднюю дату начала цветения вишни по всей стране. Может, потому, что это кажется  бессмысленным. А зря. Могло бы пригодиться. Но нет, так нет, что поделаешь. Метод тут используется другой. В Сеуле, в муниципальном округе Чонно-гу, то есть в историческом центре города, где старые королевские дворцы, метеорологи официально назначают себе в помощники одну конкретную вишню, за которой потом по весне наблюдают. Как только на этой вишне распускается не менее трёх цветочков, учёные объявляют сезон цветения открытым.

-2

Вишня в качестве объекта исследований хороша тем, что её начали массово высаживать в Корее ещё в начале прошлого века, в период японской колонизации. Поэтому информация по датам цветения вишни в Сеуле есть с 1922 года, то есть за 99  лет.

Ну так и вот. Вы, наверное, уже начинаете догадываться, к чему я клоню, и можете не сомневаться: ваши догадки совершенно верны. В 2021 году вишня в Сеуле расцвела в рекордно ранний срок за весь 99-летний период наблюдений, и произошло это 24 марта. А когда, вы думаете, был установлен предыдущий рекорд? В прошлом 2020 году, когда вишня расцвела 27 марта. А когда столичная вишня цветёт обычно? В апреле! Например, в период с 1981 по 2010 годы средней датой начала цветения вишни было 10 апреля. Соответственно, известный фестиваль вишни на острове Йоыйдо (여의도) проводился обычно в середине апреля, иногда сдвигаясь ближе к началу или к концу месяца. Но чтобы начинать его в марте, такого здесь отродясь никто не видывал. Времена, однако, меняются, и никто не удивится, если уже в ближайшие годы, когда и если закончится весь этот джаз с эпидемиями, сеульские праздники цветения вишни иногда будут начинаться в марте, а не в апреле.

-3

И чтобы ни у кого уже не возникало неправильных мыслей, будто всё это какие-то временные случайные отклонения от генеральной линии, приведу ещё один, убойный, на мой взгляд, аргумент. Посмотрите на удивительный график внизу. Это, между прочим, даты максимально пышного цветения вишни (сакуры) в районе японского города Киото, начиная аж с 812 года и до наших дней. Данные кропотливо собрал по самым разным историческим документам исследователь из университета префектуры Осака Ясуюки Аоно . То есть это не какие-то шарлатаны вилами по воде писали, тут всё достаточно тщательно выверено и затем опубликовано в научных журналах.

-4

Точками на графике показаны дни максимального расцвета сакуры, когда жители Киото устраивали в честь неё празднества. Как видите, разброс точек по вертикали очень большой, то есть иногда (изредка) вишня была в полном цвету уже в конце марта, иногда — в конце апреля, но чаще — где-то ближе к середине апреля. И красная кривая линия показывает усредненную тенденцию. Судя по этой линии, помаленьку и потихоньку теплеть весной в Киото начало уже XIX веке, но в последние лет 100 тенденция вышла за рамки всего, что наблюдалось за период в тысячу с лишним лет до этого. И вот вам закономерный результат, к которому «кривая тропинка» на графике нас привела: в 2021 году пик цветения вишни в Киото пришёлся на 26 марта. Такой ранней даты не было ещё ни разу с 812 года!

Иначе говоря, корейские данные о раннем цветении вишни вовсе не случайны. То же самое происходит и в соседней Японии. От японского Киото до корейского Пусана, кстати, по прямой всего 600 с чем-то километров. Примерно столько же, сколько от Петербурга до Москвы. Не бог весть какое расстояние.

И в завершение — к вопросу о том, что необычного происходит именно в последние десятилетия и годы. Дело в том, что глобальное потепление — процесс, вообще-то, медленный. Однако в Корее мы видим быстрые и значительные изменения. Почему? На то у местных метеорологов есть довольно простое объяснение, и связано оно с Азиатским антициклоном, который ещё любят называть Сибирским. Именно этот антициклон определяет осеннюю, зимнюю и весеннюю погоду на востоке Евразии, затрагивая, в том числе, и Корею. Из-за него на огромных просторах нашего материка зимой бывает очень холодно и относительно сухо. Но в последнее время по причине небольшого, в общем-то, глобального потепления Азиатский антициклон вдруг ослаб, стал нестабилен, иногда формируется не там, где положено, разбивается на куски и вообще ведёт себя странно. И это-то как раз и создает резкие температурные изменения, приносит то аномально холодную, то, наоборот, слишком тёплую погоду в те или иные регионы Евразии, включая Корею. В итоге весной в Корее мы сейчас имеем существенное потепление, обусловленное не столько непосредственно глобальным ростом температуры, сколько ослаблением Азиатского антициклона, то есть, по-другому говоря, ослаблением влияния на Корею сурового сибирского климата. Во всяком случае, так сейчас видят ситуацию местные климатологи.

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене. А с недавних пор даже и в Инстаграме.