Основой сегодняшнего образования наши замечательные «психолухи» и «иксперты» сделали мотивацию. Именно она лежит в основе государственных стандартов образования.
- Вы должны мотивировать детей! – кричат одни.
- Детей нужно заинтересовать! – перекрикивают их другие.
Так вот, друзья, это не работает.
Человек, который рассчитывает на мотивацию, предполагает, что для определенного действия нужен определенный настрой. И любую самую скучную работу нужно выполнять тогда, когда этот настрой пришел. Но если твои реальные действия, направленные на решение задачи, начинают зависеть от того, «в настроении» ты или нет - это самая банальная прокрастинация. Если для работы на уроке, для выполнения домашнего задания, для написания доклада тебе нужен определенный настрой, ты не достигнешь своих целей, ты обречен на провал.
Двойной провал в том, что сейчас этот настрой тебе еще и должны как бы создать. То есть не ты сам мотивируешь себя изнутри, а учитель, который скачет вокруг тебя с песнями, плясками и шаманским бубном, должен этот настрой тебе обеспечить. Желательно на всю жизнь.
В основе этого замкнутого круга лежит инфантильное представление о том, что дела надо делать тогда, когда «есть настроение». И человек задается вопросом: «Как сделать так, чтобы у меня было настроение выполнять задание?» Категорически неверно. Это грубейшая ошибка и стопроцентная гарантия неудачи с самого начала, поскольку в необходимости «замотивироваться» кроется ряд психологических проблем и противоречий.
В жизни каждого человека, начиная с семи лет, регулярно возникает необходимость выполнять скучную, иногда изматывающую работу. Использование мотивации предполагает, что человек в здравом уме, который это нудное занятие ненавидит, вдруг начнет его любить, станет энергично и радостно его выполнять. Это насилие над собственным мозгом, которое мозг долго терпеть не будет.
Грубо говоря, я внушаю себе: я люблю яблоки больше, чем конфеты. И насколько меня хватит? Ведь, на самом деле, я конфеты люблю намного больше яблок. Да все мы конфеты любим больше яблок, но яблоки – полезные, а конфеты – нет. И тут начинается нытье: Ну почему я должен есть яблоки? Я не хочу их есть! Дайте мне мотивацию, чтобы есть только яблоки и даже не смотреть в сторону конфет! Нытье, а не действие.
А вот дисциплина - дело другое. Это полное разделение эмоции (я хочу – я не хочу) и действия (надо – и все). Действие не должно зависеть от твоего настроя и настроения. Ты не спрашиваешь себя: «Почему я должен есть яблоки? В какой момент мне станет вкусно их есть?» Ты просто ешь их, и все.
Все проблемы современного образования кроются, как мне кажется, как раз в подмене понятия «дисциплина» понятием «мотивация». Но ведь принцип советской системы образования «Партия сказала «надо!» комсомол ответил «есть!» работал, работает и будет работать просто потому, что он основан на как раз на дисциплине. И именно дисциплину развивала школа в первую очередь – учебную дисциплину, трудовую дисциплину.
И это работало!
Зачем отказываться от того, что работает на сто процентов, и придумать что-то новое, неработающее – непонятно.
Разве только для того, чтобы утопить российскую систему образования окончательно.