Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три нестандартных хоррора 2015

Оглавление

Мы ещё здесь

Свой среди чужих
poster to "We Are Still Here"/2014/Ted Geoghegan/Snowfort Pictures, Dark Sky Films/Источник - simkl.com
poster to "We Are Still Here"/2014/Ted Geoghegan/Snowfort Pictures, Dark Sky Films/Источник - simkl.com

Бесконечная плеяда фильмов про дом, в котором обитает некая сущность, приучила нас ждать всё новых и новых ухищрений сценаристов, но по большому счёту оригинальностью отличается всего несколько фильмов этого разряда. Чего нам стоит ждать? Привязанных к дому оживших призраков? Или это герои, заселившиеся в дом, привезли призраков с собой вместе со своей травмой? Или, быть может, герои и есть призраки?

"Мы ещё здесь", многозначность названия которого заиграет только после просмотра, предлагает зрителю поразмышлять на эту тему некоторое время - кто же призрак, а кто герой? Когда возрастная семейная пара приезжает в хрестоматийный маленький спальный городок, супругам начинает мерещиться, что в доме есть что-то, и если мужская половина - Пол - просто слышит звуки, то супруга по имени Энн уверена - здесь обитает душа их сына, недавно погибшего в автокатастрофе.

После череды мрачных видений и депрессивных состояний, усугубленных знакомством с ненадолго заскочившими соседями, оставившими невзначай бумагу с приятным пожеланием "убирайтесь прочь", герои вызывают тяжелую артиллерию в лице подруги Энн, которую зовут Мэй, и которая практикует разнообразные духовные практики вроде спиритических сеансов (чем не разнообразие на вечер, когда другие настолки наскучили?). Энн должна явиться с не менее эксцентричным мужем Джейкобом, и они явятся, только вот пока герои ждут их и Энн всё время твердит об их приезде, начинает казаться, что с центровыми персонажами что-то не так, или они попали в город-призрак.

Когда друзья всё же приезжают и отправляются развеяться в местный бар, фильм резко переквалифицируется под "Плетеного человека" или "Американского оборотня" - среда оказывается невероятно чуждой героям, и посиделки получаются не особенно комфортными. Это же ощущение усиливается, когда Энн и Мэй отправляются в город, где встречают того самого неприятного соседа Дэйва, а Пол и Джэйкоб, оставшись дома, как непослушные дети, которым есть чем заняться без родителей, решают провести собственный спиритический сеанс.

shot from "We Are Still Here"/2014/Ted Geoghegan/Snowfort Pictures, Dark Sky Films/Источник - dvdcompare.net
shot from "We Are Still Here"/2014/Ted Geoghegan/Snowfort Pictures, Dark Sky Films/Источник - dvdcompare.net

Чего у фильма точно не отнять - это атмосфера. Фильм очень недурно меняет маски, заставляя предвосхищать разные ходы и не угадывать, но суть не в крутом повороте, а в том, что при этом зрителю уготовано вязнуть в атмосфере этого странного городка и дома, сопереживать нестандартным возрастным героям, напоминающим пару из фильма 80-х (Барбара Крэмптон вообще находка для этого фильма, она будто повзрослевшая героиня "Ребенка Розмари" и массы других классических триллеров). Я не могу сказать, что конечный ответ невероятно хитроумен, что вы будете в шоке от новаторской концовки - нет, но наши ожидания концовки в духе Джеймса Вана отучили нас наслаждаться процессом. Финальный твист - не всё, ради чего стоит смотреть кино, и "Мы всё ещё здесь" - хорошее этому подтверждение.

Последние девушки

Свои среди своих
shot from "The Final Girls"/2015/Todd Strauss-Schulson/Groundswell Productions, Studio Solutions, Ulterior Productions/Источник - kinopoisk.ru
shot from "The Final Girls"/2015/Todd Strauss-Schulson/Groundswell Productions, Studio Solutions, Ulterior Productions/Источник - kinopoisk.ru

Если в предыдущем фильме весьма интересно отыгрывается тема про дом или странный город, заставляя наши ожидания и предсказания летать, как шар в пинболе, "Последние девушки" проходятся по главному поджанру хоррора - слешеру "на выбывание". Стоит предупредить, что этот фильм является не хрестоматийным слешером или словом в жанре. "Последние девушки" - это фильм в фильме, вернее, история о том, как герои попали в фильм, а у фильма есть свои каноны.

Именно каноны жанра ужастика "на выбывание", а именно феномен "последней девушки" исследуется в фильме Тодда Штрауса-Шульсона. Автор, вероятно, будучи фанатом жанра, создал весьма интересное полотно, только вместо использования документального стиля, он перенёс размышления о жанре в формат игрового кино. И сделал это, надо сказать впечатляюще лихо.

Фильм начинается со знакомства с двумя героинями - Амандой Картрайт и её дочерью Макс. Аманда работает актрисой, мечтает о славе и звёздных ролях, но страдает эффектом "заложника одной роли", которую она сыграла в культовом слешере "Лагерь "Кровавая баня". Знакомство быстро заканчивается - героини попадают в аварию, выживает в которой только Макс, и спустя пару лет Макс в компании друзей оказывается на спец-показе того самого культового слешера. В результате мистической случайности Макс сотоварищи, среди которых парень, который нравится Макс, странный гик-фанат хорроров, подруга девушки и бывшая того парня, оказываются внутри фильма про резню в студенческом лагере у озера.

Конечно, этот фильм внутри фильма является пародией и отсылкой на "Пятницу 13-е", однако, создатели вдохновлялись массой слешеров, а сам термин "последняя девушка" впервые появился благодаря "королеве крика" Джейми Ли Кертис и "Хэллоуину" Карпентера.

Скоро (но не сразу) герои понимают, что они заперты внутри фильма, и у них нет шанса сбежать - фильм просто начинается сначала и их выкидывает в сцену, где компания друзей-главных героев ленты прибывает в лагерь на обязательном минивэне. Кроме шокирующего осознания, что выхода нет, героине Веры Фармиги (именно она исполнила роль Макс) предстоит не менее шоковая встреча - её мать в роли Нэнси всё ещё жива здесь, в фильме, и Макс пытается наладить с ней контакт и предостеречь от встречи с злодеем, которая, по канонам жанра, случится в момент интимной близости с одним из парней.

Конечно, героям предстоит столкнуться с антагонистом, попытаться предотвратить недальновидные поступки хрестоматийно идиотических персонажей, а героине Макс - получить важное послание и попрощаться с матерью, заодно став "последней девушкой". "Последние девушки" - отличный подарок всем ценителям жанра, которые найдут здесь немало отсылок и посмеются над хрестоматийными законами жанра, которые, конечно, нельзя нарушать. Но сверх того - подарок этот запакован в великолепную упаковку отличных технических решений, шикарных и уморительных спецэффектов, невероятно красивой и стильной работы оператора и того парня, который создавал искусственный дым и туман. Всё это дополнено приличной музыкой, классной динамикой и хорошим актерским составом, в который помимо Фармиги входят Малин Акерман, Томас Миддлдитч и Алиа Шокат.

Демон

Чужой среди своих
shot from "Demon"/2015/Marcin Wrona/Telewizja Polska/Источник - kino-teatr.ru
shot from "Demon"/2015/Marcin Wrona/Telewizja Polska/Источник - kino-teatr.ru

Много ли вы знаете фильмов ужасов Польского производства? На ум так сразу не много чего приходит - пожалуй, самый атмосферный пример разыгрывается во "Внутренней империи" Линча, но это не фильм польского производства, хотя многие сцены снимались в Польше. Сегодняшний мрачный гость - это фильм польского режиссера Марчина Вроны, которому удалось создать интересную историю в аутентичном кинопространстве.

Врона не использует какой-то классический эпос, и не пытается забросать нас знаниями местных сказок (в общем, не мучает русалок и пиковых дам, как у нас любят делать), но он умудряется взять весьма распространенную среди режиссеров хоррора тему и обыграть её на своей волне, не прибегая к клише и не вымучивая заимствования типа включающихся пылесосов в лощёной под западной жильё московской квартире.

Фильм начинается с прибытия в небольшой городок парня по имени Пьетр, который, как мы узнаём прибыл из Англии и ранее именовался Пайтоном. Пьетр приезжает сюда жить, работать и строить семью со своей нареченной невестой Жанетой. Брат Жанеты Жасни является другом Пьетра и своеобразным "свахой" - именно он познакомил и свёл новоиспеченную чету. Пьетр знакомится с будущим тестем, отцом Жанеты, к которому он, судя по всему, устраивается заодно на работу, и отправляется на мальчишник с Жасни и Рональдо. Сразу несколько удивляет, как человек решился приехать в такую глушь, отказавшись от своего прошлого, почему он не увёз невесту к себе, и каковы его мотивы. Впрочем, об этом придётся задуматься и куда позднее, и, возможно, получить ответ.

shot from "Demon"/2015/Marcin Wrona/Telewizja Polska/Источник - tumgir.com
shot from "Demon"/2015/Marcin Wrona/Telewizja Polska/Источник - tumgir.com

Пьетр же пока не теряется, а активно планирует - например, выкопать бассейн возле будущего дома молодоженов. Только вот в ходе "пробы почвы" Пьетр находит чей-то скелет, что весьма пугает жениха, а уже на следующее после мальчишника утро Жасни и Рональдо находят Пьетра почему-то спящим в машине, и вести он себя начинает весьма странно.

Странности доходят до апогея в ходе свадьбы, которая весьма напоминает родные сердцу русские свадебные гуляния с танцами, веселой музыкой и не в меру подшофе гостями, говорящими длинные малосодержательные речи. Пьетр не трансформируется в робота и не находит странных символов на теле - его просто преследует ощущение потери идентичности, и он не понимает, что же происходит. В какой-то момент он должен сказать речь, и почему-то вместо имени новой жены, Пьетр говорит имя некой Ханны. Потом у парня случаются судороги, его запирают в подвале, где собирается странный консилиум из молчаливого священника, доктора, который открывал вечер игрой на синтезаторе и старика, который рассказывает историю о Ханне, которая однажды просто исчезла без следа. Тем временем, отец невесты всячески успокаивает гостей, а потом - и вовсе пытается убедить всех, в том числе себя, что никакой свадьбы не было (весьма жуткая сцена ближе к концовке).

Одержимость ли это или диббук, или отец невесты в чем-то прав - не в этом суть, главное, насколько оригинально фильм обыгрывает темы, которые мы привыкли видеть в типовых клишированных приемах. Это в некотором роде "ужастик мечты" - действительно странный фильм, работающий на тонких вещах, сюжет, раскрытый в специфичных декорациях и через нетиповых героев. В этом психологическом триллере есть что-то линчевское, есть и что-то пост-перестроечное, и даже есть небольшой кивок "Сиянию" Кубрика.

Ещё в Телеужин:

Самые интересные предстоящие сериалы в жанре хоррор

Марафонцы ужаса - самые большие хоррор-вселенные

Оскар 2021 - претенденты на лучший фильм

Спецвыпуск о звуке - самые интересные саундтреки жанра хоррор - первая, вторая, третья часть

Самые ожидаемые триллеры 2021 года