Найти тему
якабито смотрит анимэ

Милое сёдзе, напоминающее "Она и её кот": "Doukyonin wa Hiza, Tokidoki, Atama no Ue"

Оглавление

同居人はひざ , 時々 , 頭のうえ .

同居人はひざ, 時々, 頭のうえ.
同居人はひざ, 時々, 頭のうえ.

Жанр: #сёдзе , #повседневность
Выходил: январь – март 2019
Английское название: «My Roommate Is a Cat»
Русское название: «Мой сосед по комнате – кошка».
12 эпизодов
Оценка: 9 из 10


Заботиться о ком-то не сложно. Надо лишь набраться смелости и протянуть руку.

Дисклеймер

Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и будет упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано ниже – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.

Аннотация

Один парнишка очень любил книги. Настолько, что ещё с детства собирался стать писателем, что вполне успешно и сделал. Понятное дело, что такая любовь к литературе с раннего возраста – не очень-то способствует социализации, кому нужны ботаники-книгочеи? Да и наш без того герой был интроверт и домосед. А уж когда его родители погибли в автокатастрофе во время турпоездки – очевидно, что такие потрясения лишь усугубили его интровертность до мизантропии. Но как-то так случилось, что во время одного из посещений родительской могилы – его подношение слопала очень голодная, но ужасно харизматичная кошечка. Поглядев на отнюдь не умильное выражение мордашки которой, наш писатель не смог не приютить её у себя. И… жизнь его потихоньку, но всё набирая обороты – начала изменяться.

История просмотра

Этот сериал первой среди моих знакомых нашла «коллега по цеху» на Дзене – «аниме Лариша» . Написала в своём обычном стиле полу-обзор, полупересказ… И заинтересовала меня. А потом ещё и сказала, что мне, наверное, это и правда понравится. Тем не менее, какое-то время он лежал у меня на диске уже скачанный, и ждал подходящего настроения. Вообще-то я собиралась посмотреть его сразу после «Аякаши» - милое сёдзе после трагично-ужасного сейнена – хорошая смена настроения. Но тут довышел третий «Лог Горизонт» и, конечно, вклинился во все планы. Впрочем, милое сёдзе и после бодрого сёнена – хороший, приятный контраст. Очень приятный.

Техническое исполнение

Приятный с технической точки зрения. Хорошая, приятная картинка. Да, по дизайну персонажей заметно, что это скорее сёдзе, но нельзя сказать, что так уж ярко выраженное. Парни, а точнее – юноши – весьма красивые и вполне изящные, но не ультра-бисёнены. Девушки тоже милы, но не скажешь так, чтобы прямо уж в классическом стиле нарисоавны. То есть в классическом для жанра. Вообще, я бы сказала, что как раз для сёдзе этот сериал не слишком характерен: герои почти все – взрослые, от юношей и девушек, уже работающих на полную ставку, до уже совсем зрелых людей. Дети… есть, конечно. Но с довольно эпизодическими ролями. Да и в целом, изображение людей здесь именно что имеет опознаваемую стилистику анимэ для девушек. Опознать можно, но в глаза особо не бросается.

Если же говорить не о дизайнах, а о картинке в целом – то в общем понятно, что рисовалось это всё… с бюджетом школьного киноклуба. Нет, CG глаз не режет, внезапно недораскрашенных кадров тоже нету. Рисовали-то явно с любовью и не халтурили. Результат именно что миленько и чистенько но бедненько и простенько. Здесь, как раз, видно, что это сёдзе, то есть не потрясающий своей сурово-взрослой проработкой сериал. Никак не скажешь, что это плохо. Вполне хорошо. Но и какого-то восхитительного шедевра от картинки ждать не стоит.

Так же и со звуком. Симпатичные опенинг с эндингом (и забавный, довольно милый детский видеоряд – не в смысле стилизации под детский рисунок, а в как в детских мультиках). Сейю… которых я совершенно не узнаю, хотя полазав по базам данных вижу, что встречаю далеко не впервые. Однако играют они тоже весьма достойно, так что никаких нареканий. Кстати, то, что опенинг с эндингом симпатичные – это очень важно. Здесь тот самый случай, когда они имеют «плавающее» расположение: действие серии начинается с первой же секунды, а потом на каком-то «абзаце» повествования вдруг включается опенинг. Так же и с эндингом – он всегда начинается, когда основной сюжет данного эпизода уже закончен, но это может случиться в разное время. А после эндинга – всегда будет анонс следующего, и очень часто может оказаться ещё не одна и не две минуты милейшего эпилога к только что закончившегося эпизода. Который пропускать, прямо скажем, грешно. В общем, проматывать опенинг и эндинг довольно затруднительно. А поскольку они оба вполне симпатичные – то можно не проматывать, а с удовольствием слушать и смотреть.

Поскольку сериалу уже два года – переводы на все популярные языки тоже имеются. Каких-то особых глюков в русском я не заметила. Впрочем, как и гениальных находок. Просто очень хороший перевод.

В целом же вся техническая часть ровно на те самые девять из десяти, которые «четыре с плюсом» - очень хорошо, никаких претензий, но нет ни одной причины ставить «отлично».

Нарекания по сюжету

По части сюжета же это девять баллов, которые пятёрка с минусом. Да и тот минус состоит из довольно спорных моментов. Ну, к примеру, что я регулярно рычала на эпическую наглость Хирото, который ходит к Субару (главному герою) как к себе домой, да ещё и младших сестёр-братьев приволакивает. И на Кавасе, который ну никак не способен ладно там кошечку Хару отрефлексировать, он подопечного человека понять никак не может. Ну не укладывается в эту пустую голову, что человек может быть социофобом. Но… это ведь положенные по жанру персонажи-шуты. Причём они оба добрые, оба заботятся о Субару, и действительно помогают ему не только в чисто механическом смысла – еды там принести, но и неосознанно способствуют ему «расти над собой».

И в целом – я вот не люблю юмор с подобными персонажами, а кому-то он вполне себе смешной. И вообще, то, что я смеялась несколько реже, чем это ожидается, и была растрогана почти до слёз тоже не столь часто – это скорее проблемы моего собственного восприятия, а не этого сериала.

Единственный по-настоящему серьёзный минус был в одном маленьком сюжете. Где Субару удивляется, что все встречные люди описывают Хару разными характеристиками. Кто-то говорит, что она милая, кто-то – что игривая… и так далее. Э-э-э-э, господа, вы белены объелись? У вас Субару – писатель. Причём писатель
детективов . Писатель не может не знать, что люди всё воспринимают по-разному и с разных углов точек зрения. А уж детективщик, хватающий премии и сольные издания – не может не знать выражения «лжёт как свидетель»! Ну не бьётся этот сюжет с заявленной профессией героя!

В общем, почти все минусы сюжета – это скорее мои субъективные вопросы вкуса, предпочтений и «совместимости» с законами жанра. А объективно-то сериал отличный.

И море восторга!

По мелочам

В нём полным-полно всего совершенно замечательного. Начиная с мелочей. Как вот, например, мне очень понравилась одна из причин мизантропии нашего Субару. Это ведь совершенно нормально для людей – обсуждать какие-то фильмы, книги. Но и совершенно нормально желать насладиться неожиданностями в сюжете сполна. И логичный вывод: не хочу я разговаривать с людьми, они же, нехорошие такие, меня спойлерами завалят! Какая прелесть!

С другой стороны, вот я ругалась на странный сюжет, совершенно не вяжущийся с профессией автора детективов, но с другой стороны – сколько великолепных моментов, показывающих серьёзный, системный подход, внимание к деталям у гражданина Субару. Временами – это немного забавно, но чудовищно мило. Как он, плюхнувшись в ручей в первую очередь поднимает над головой книгу (или кошечку) – чтобы не намокла! Временами – всего лишь демонстрируют, как он стирает здоровые куски уже написанного текста: не хорош. Смущается, что криво подписал книгу. А бывают и более глубокие моменты. Вообще, дивно хорошо, что этот парень реально постоянно думает, постоянно рефлексирует… Конечно, ради комедийного элемента он с этим перебарщивает – но лучше посмеяться над симпатичным человеком, который сам себя перемудрил, чем над тупой обезьяной в человеческом теле, которая не рефлексирует, а распространяет.

Есть и прямо скажем неожиданные моменты. Да, конечно, мы с самого начала знаем, что Хару – исходно бездомная кошечка. Но как-то при всей лёгкости, юморе и доброте сериала не ожидаешь, что проблемы выживания будут не просто освещены, но ещё и очень сурово и трагично. Ну, скажем так: всё-таки «сурово» и «трагично» в рамках этого сериала. В других – бывает намного сильнее и страшнее.

Есть и моменты, когда ты с замиранием сердца ждёшь разрешения какой-то ситуации. Иногда, возможно, они выглядят несколько затянуто – как поиски сбежавшей во время тайфуна Хару, иногда – нет. А иногда – просто доставляют удовольствие. Как я ждала момента, когда наконец сестра и брат Ооками выяснят, что их сосед и покупатель в их зоо-магазинчике – и есть автор детективов, которые они так любят? Не подвели авторы. Ждала я долго. Предвкушала. И момент истины получился очень симпатичный и забавный. Точнее – оба момента.

О заботе. И о развитии героя

Но всё же два самых замечательных аспекта в этом сериале – это два основных сюжета. Как бы ни выглядел он этаким срезом жизни, набором коротких завершённых сюжетов, на самом деле в нём есть и два сквозных. Первый, самый очевидный и по всем законам хорошей литературы – с развитием характера персонажа. Собственно, как меняется сам герой с момента появления кошки. Начинает общаться с людьми, выходит из раковины, в которой закрывался с детства, а после смерти родителей вообще захлопнулся и замок повесил. И временами это просто красиво, а временами – трогательно до боли. До иглы в сердце. Как он понимает – насколько заботилась о нём мать, что она думала, что хотела для него… Не знаю, дойдёт ли этот «мессадж» до целевой аудитории, до подростков… А вот мне, уже взрослой девице на словах «места, которые вы хотели увидеть вместе со мной», например, было действительно больно. Я в такие моменты сама вспоминала эпизоды из собственной жизни, когда не замечала, не догадывалась, а иногда и не хотела замечать и понимать – какого добра мне родители желали. Не задумывалась, какой заботой были продиктованы какие-то напрочь не нужные и нежеланные, дурацкие их слова, поступки. Но даже и так – если настолько сильно эти моменты до зрителей не дойдут, но всё же история о том, как здорово понимать других, открываться им и заботиться об окружающих – совсем незамеченной не останется. И это уже прекрасно.

О понимании. И о кошках

А второй сюжет непосредственно связан с первым, но имеет несколько иной акцент. И он прекрасен сразу со многих сторон. Помните, в гениальном «Она и её кот» всё повествование шло именно от кошачьего лица? Здесь всё ещё забавнее – каждая история рассказана сначала с точки зрения Субару, а потом – ключевые моменты показаны и с точки зрения Хару. И это уже совершенно великолепно, потому что Хару – это силища. Это характер! Ужасно милый, чуть-чуть забавный, но очень всё опять же чётко подмечено. Кошки эгоистичны? Да. Хару – настоящая кошка. Она думает о себе. Она считает себя главной. Но при этом она заботится о Субару. Хару – девочка? Да, Хару – стопроцентная девочка. Стопроцентная старшая сестра – со всем комплексом женских стереотипов в рассуждениях, на полную мощность работающим материнским инстинктом (а ведь старшая сестра – это и есть дублёр матери). Смотреть на неё – уже одно удовольствие.

Но есть и другое. Вопрос понимания. И разных оценок. Здесь это раскрыто великолепно, умно, мило и всегда очень забавно. Одни и те же действия Субару и Хару трактуют совершенно по-разному. Более того – по-разному видят мотив этого действия. Вот Хару прыгает к шкафчику, где хранится её корм. Что думает Субару? Понятное дело: Хару хочет жратЪ. (Естественно, как любое нормальное животное с опытом дикой жизни – Хару хочет жратЪ всегда, когда в её желудке есть хоть толика места: кто знает, когда удастся снова добыть еды?). Хару тем временем переживает, что её подопечный человек опять сто лет не ел и рискует умереть – а потому показывает ему: «Эй, вон там – еда. Поешь, дурилка, опять в обморок грохнешься!» И подобных интереснейших и одновременно комичнейших сюжетов с разными трактовками – там миллион. И это выглядит просто прекрасно!

Кстати, о еде: то, что Субару постоянно недоедает – замотивировано тоже очень хорошо, и даже с людьми у него выходит разница в понимании причин. Он-то (и я, как существо «запойное» во всём – его прекрасно понимаю) – не хочется отрываться на перекур, еду или сон, когда ты увлечённо пишешь, решаешь какую-то задачу. А вот Хару-человек (там есть одна такая девочка, в сущности, кошке имя дали в честь неё, только никто об этом не знает, даже те, кто имя даёт – преизящнейшая история) трактует это иначе, у неё причина в социальном плане: хочется поесть вместе с мамой, весело, болтая о чём-то, обсуждая день прошедший и день грядущий. Вот, пожалуйста – действие одно, причины – разные. Тоже просто прекрасно.

Резюме

В результате мы имеем симпатичный, милый, забавный, в общем-то незамысловатый сериал… с довольно неожиданной и довольно глубокой проблематикой. Фантастически изящным, опять же милым, симпатичным, забавным – и одновременно прямо «лобовым» решением задачи демонстрации разных трактовок и причин одних и тех же поступков. А смотреть это можно буквально всем. Когда хочется немного отдохнуть, поулыбаться, но и не совсем уж «тупить в экран».