Обрыв ремня или цепи ГРМ – это серьезные неисправности, требующие капитального ремонта мотора, однако на отдельных двигателях все же не гнет клапана при обрыве ремня.
Обрыв ремня ГРМ - это едва ли не самая серьезная поломка двигателя, при которой движущийся на огромной скорости поршень ударяется о незакрывшиеся клапана, после чего мотору требуется капитальный ремонт. Однако в конструкцию отдельных модификации двигателей были внесены соответствующие изменения, в поршнях имеются небольшие выемки, которые позволяют исключить удар о клапана даже при оборванном приводе ГРМ.
Современные двигатели имеют сложную конструкцию с четырьмя клапанами на цилиндр, с двумя распредвалами и системой изменения фаз газораспределения. Такая конструкция позволяет с небольшого по своему рабочему объему двигателю снять как можно большую мощность. Одновременно улучшаются показатели топливной экономичности. Однако такая конструкция двигателя привела к снижению его надежности, в том числе это касается повышенной нагрузки на механизм газораспределения, ремень которого может рваться или растягиваться.
Причины обрыва ремня ГРМ
Условно все двигатели можно разделить по типу привода ГРМ, который может выполняться с цепным приводом или с ремнём. Ранее считалось, что цепь вечная и какого-либо обслуживания ей не требуется. А вот ремень ГРМ и раньше и сегодня требовалось менять на пробегах в 50-70 тысяч километров. Сегодня надежность современных двигателей такова, что даже цепь требуется контролировать и менять на пробегах в 150-200 тысяч километров.
К причинам обрыва ремня ГРМ относят следующее:
1. Износ ремня.
2. Заклинивание помпы.
3. Неисправности роликов натяжения.
4. Заклинивание распределительного или коленчатого вала.
5. Разрушение ремня от попадания моторного масла.
Одной из причин обрыва ремня является его физический износ. По мере использования двигателя автомобиля на ремне ГРМ появляются микротрещины, стираются зубчики, что приводит к его обрыву или проскальзыванию, в результате чего поршень разбивает и гнет клапаны. Также не редкость обрыв ремня в том случае, когда используются не слишком качественные или же поддельные запчасти.
Серьёзные повреждения мотора
Несмотря на усложнение конструкции двигателя, все же принцип его работы остался неизменным. В зависимости от положения поршней клапаны поднимаются и опускаются, что позволяет обеспечить правильную работу мотора. Если по причине обрыва ремня ГРМ клапаны обездвиживаются, то в это же время поршень и коленвал движутся с огромной скоростью, после чего поршень ударяет о незакрывшиеся клапана, разбивает и загибает их. Это приводит к необходимости выполнения капитального ремонта двигателя. Однако у некоторых моторов в конструкцию поршней внесены небольшие изменения, в итоге даже при обрыве ремня или же проскальзывании цепи происходят поломки двигателя, но при этом мотор не нуждается в капитальном ремонте.
Чтобы узнать, загибает ли клапана при обрыве цепи на конкретном моторе, необходимо изучить техническую документацию двигателя. Также можно узнать такую информацию на профильных автофорумах, где мастера и опытные автовладельцы делятся своим опытом использования автомобиля. Можно самостоятельно при проведении ремонта осмотреть поршни, на которых могут присутствовать соответствующие выемки.
Если говорить в общем, то необходимо сказать, что клапана загибаются при обрыве ремня практически на всех дизельных моторах, а также на двигателях, которые имеют цепной привод. Также клапана гнутся на малолитражных двигателях, в которых используется мотор простой конструкции. Тогда как на 8-клапанных моторах клапана часто не гнет даже после полного обрыва ремня ГРМ.