Найти тему
МОРСКОЙ КОНЁК

Как вытащить застрявшую машину

Многим приходится время от времени попадать на машине в какое-нибудь месиво, которое невозможно назвать дорогой, – снег, жидкая грязь или песок. Шины теряют опору и начинают впустую буксовать, попросту разбрызгивая то, что оказалось под ними. Уметь правильно выбираться из такой ситуации не бог весть какое искусство, но это полезный навык, которым должен обладать каждый водитель, считающий себя опытным.

Умение выбираться из такой ситуации - это полезный навык, которым должен обладать каждый водитель
Умение выбираться из такой ситуации - это полезный навык, которым должен обладать каждый водитель

Если вы чувствуете, что машина начинает увязать, сразу же переключитесь на пониженную передачу. И не в коем случае не тормозите, иначе сразу застрянете.

Многие водители начинают в такой ситуации усиленно газовать, что категорически делать не следует – колёса, вращаясь на одном месте просто вымывают рыхлую массу под собой, всё больше и больше усаживаясь в ямы, из которых выбраться становится ещё труднее. Но хуже всего то, что после определённого количества таких попыток «с ходу» выскочить из плена нетвёрдой массы, ямы становятся настолько глубокими, что машина сядет «брюхом» на дорогу, и тогда процесс вызволения станет гораздо более тяжёлым.

Более правильной тактикой будет вначале разворачивать колёса из стороны в сторону, чтобы попытаться найти более твёрдую поверхность для сцепления. Далее для машины с механической трансмиссией необходимо «раскачать» машину, быстро переключаясь с переднего хода на задний и обратно, постепенно увеличивая амплитуду, чтобы в конце концов вырвать машину из ямы.

С «автоматом» такой фокус проводить опасно, поскольку слишком частый перевод режимов может вывести трансмиссию из строя. Здесь придётся двигаться в одном направлении (сами определите, в какую сторону легче выбраться), плавно нажимая на газ и сразу же отпуская его, как только машина тронулась. После того, как автомобиль сам откатился назад, нужно повторить маневр, и делать это, пока не получится выбраться.

При наличии пассажиров в автомобиле или добрых прохожих можно попробовать использовать их. Только им нужно не столько выталкивать машину из ямы (на это просто не хватит сил), а больше давить на багажник или капот для нагрузки на ось и увеличения сцепления. При раскачивании машины лучше использовать «толкателей» с обеих сторон.

Можно воспользоваться помощью пассажиров и прохожих
Можно воспользоваться помощью пассажиров и прохожих

Если это не сработало, придётся на время заглушить мотор и, выйдя из салона, заняться физическими упражнениями. Вначале следует расчистить пространство вокруг колёс и под наиболее низко находящимися частями машины, например, под утолщением дифференциала на оси и бамперами. Здесь понадобится лопата, которую многие не включают в свой обязательный комплект то ли по легкомыслию, то ли по самонадеянности, то ли из-за лени.

Чтобы улучшить сцепление с дорогой, можно немного приспустить шины. Для этого достаточно слегка надавить на середину воздушного клапана твёрдым тонким предметом – можно ключами от машины.

Найдите какой-либо наполнитель, чтобы подложить его под шины. Доски – материал довольно грубый и малоэффективный. Здесь больше подойдут ветки, небольшие камни, жёсткая толстая ткань типа коврика (это тоже можно заранее добавить в комплектацию машины). Не используйте резиновые коврики из салона – они вам не помогут.

При наличии домкрата вы можете поочерёдно приподнять каждую сторону машины, чтобы удобнее было засыпать наполнитель под колёса. Только домкрат должен стоять на твёрдой поверхности (можно использовать доску или камень), а при подкладывании наполнителя нельзя ставить руки под колесо.

В случае снега или песка вы можете дополнительно использовать воду, полив её под колёса и по ходу их движения. Вода немного «сцементирует» неподатливую массу, увеличив сцепление.

Если машина оборудована противобуксовочной системой, вам необходимо её временно отключить, чтобы не снижать тягу при выезде из ямы.

Следите, чтобы выхлопная труба не забилась снегом или грязью, иначе выхлоп может попасть в салон или двигатель заглохнет.

Закончив подготовительные действия, заведите мотор и дайте немного газа, только не пытайтесь жать во всю прыть – нужно задействовать минимальное ускорение. В машинах с автоматической трансмиссией следует переключиться на низшую передачу, а если стоит «механика», нужно использовать вторую с одновременной работой сцепления для раскручивания колёс.

Для вытягивания автомобиля используются пробуксовочные ленты или цепи, которые одеваются на шины. Если у вас таковых нет, вы можете сделать пробуксовочную систему из верёвок или буксировочных ремней. Но делать это нужно очень аккуратно, чтобы ваша конструкция не размоталась – она может повредить ходовую часть машины.

Пробуксовочная цепь
Пробуксовочная цепь

При помощи троса (буксировочного ремня) можно вытянуть автомобиль своими силами. Для этого используется близлежащее дерево или столб, вокруг которого оборачивается трос, оба конца которого крепятся на буксировочной петле машины. С помощью крепкой и достаточно длинной палки, вставленной между обоими концами троса, которая медленно закручивается, концы троса сплетаются в «косичку», их длина сокращается, и машина постепенно сдвигается с места. Только делать это нужно крайне аккуратно, чтобы случайно не отпустить палку, которая сразу превратится в грозное оружие.

Если машина застряла так, что своими силами её вытянуть не получается, остаётся только надеяться на помощь со стороны. Но для этого в своём дорожном комплекте желательно иметь и буксирный ремень или трос. И учтите, что обычная машина вам не поможет – нужен, как минимум, внедорожник. При креплении троса желательно повесить на него по центру какой-нибудь предмет средней тяжести – что-нибудь из верхней одежды или большого куска ткани, чтобы в случае обрыва троса не повредить одну из машин.

В комплекте обязательно должен быть трос или буксирный ремень
В комплекте обязательно должен быть трос или буксирный ремень

При вытягивании используется пониженная передача на обеих машинах. Буксирующий движется медленно, а буксируемый очень плавно жмёт на газ, помогая ему. Проследите за тем, чтобы после выезда из ямы машина не врезалась в какое-либо препятствие рядом (дерево, скала, стена). Можно с помощью подручных средств заранее проделать небольшую колею для того, чтобы она выезжала в нужном направлении.

В качестве резюме хочется ещё раз напомнить, что опытный автомобилист должен быть готов к различным нестандартным ситуациям, а потому должен иметь с собой в машине:

· домкрат;

· лопату (лучше штыковую);

· трос (или буксировочный ремень);

· противобуксовочные цепи или ленты;

· насос или компрессор для накачивания колёс;

· фонарь.