Найти тему
ИПНалогРу

Что ждёт самозанятых (какие планы у государства на самозанятых)

Добрый день, читатели!

В последние пару лет умы «гаражных бизнесменов» и серьезных экономистов в России не на шутку тревожат самозанятые. Нет, конечно, не собственно люди, а вопросы, неизменно возникающие при попытке осмысления этого нового для страны явления. Одним из самых спорных и до конца не ясных вопросов по сей день остается «Для чего государству самозянятые, что их ждет?» Официальные лица и структуры предпочитают или не замечать таких вопросов, заданных прямо, или руководствоваться официальной версией. Таковая звучит следующим образом: «Государство ввело НПД (Налог на Профессиональный Доход) НЕ с целью дополнительно пополнить бюджет, а с целью вывода из тени большого числа граждан, работающих «на себя» и не уплачивающих вообще никаких налогов, не имеющих официального статуса».

Что же настораживает по-житейски разумных и экономически логичных «гаражных бизнесменов»? А настораживает их будущее. Потому как «гаражный бизнес» нередко это предприниматели, не справившиеся с администрированием или налоговой нагрузкой, возможно кредитами на бизнес и долгами, загнанные в угол государством, штрафами и безнаказанностью клиентов, грозящих «заявить куда следует». Именно в их умах ближайшее будущее выглядит не столь пугающе, а вот отдаленное (перспектива на 3-5 лет), рисуется в весьма мрачных красках. Какова же их логика размышлений? Во-первых, крайне настораживает то факт, что система НПД разработана поистине удобно, логично, да и ставки радуют своей демократичностью, а разумный человек понимает, такими шикарными условиями заманивать могут только в мероприятие с весьма сомнительными перспективами. Во-вторых, настораживает невнятная позиция государства в отношении будущей пенсии самозанятых. Так уж получилось, что по большей части представители «гаражного бизнеса» неплохо считают, особенно деньги. Особенно свои. И судя по публикациям в сети и обсуждениям на разного рода форумах, самозанятые и те, кого государство хотело бы видеть в их рядах, уже давно посчитали, что предложение «самостоятельно добровольно финансировать накопительную часть пенсии» (с) не выгодно. Самофинансирование пенсии приведет лишь к тому, что честно проплатив государству 20-25 лет можно будет рассчитывать лишь чуть более чем на социальный пенсионный минимум. Фрилансеры и «гаражный бизнес» все чаще задаются вопросом – на сколько можно доверять государству, утверждающему, что НПД останется неизменным: страховые взносы не введут, а ставки останутся прежними? Как скоро, не меняя собственно ставки налога (что бы не скомпрометировать Конституцию России нарушением федеральных законов, кои Верховный суд РФ не велел нарушать), государство попросит платить взносы в ПФР или введет еще какой-либо сбор? Про то, что пенсионный возраст не поднимут, нам тоже обещали…

С другой стороны, более просвещенные и сведущие в вопросах целесообразности и логики серьезные экономисты тоже с сомнением взирают на будущее самозанятых. С чем же они связывают свои сомнения? Во-первых, почему для какой-то части населения налоги с доходов от обычной деятельности снижаются до 4-6%? Ведь если взять максимально допустимый доход самозанятого (а это 2,4 миллиона в год), то ежемесячный доход составит 200 тысяч. Большая часть самозанятых так или иначе работает в сфере услуг, где прямые затраты минимальны. Из затрат остаются реклама и продвижение, минимальное оборудование и спецодежда, иногда расходные материалы. Даже если принять затраты за 25% от дохода, то «заработная плата» самозанятого до вычета налогов составит 150 тысяч рублей. Финансист, экономист или юрист с сопоставимым уровнем заработной платы, уплатят 13% подоходного налога, а самозанятый 4-6% спец. налога. А заболев, они оба попадут в муниципальную больницу и детей поведут в один и тот же муниципальный сад. Где же тут логика? Во-вторых, пенсии. Условно государство гарантировало самозанятым минимальную социальную пенсию и доплату до необходимого регионального прожиточного минимума. Гарантировало людям, которые не обязаны платить никаких отчислений в ПФР и уплачивают налог по пониженной ставке. Государство вынуждено постоянно пополнять и так дефицитный бюджет пенсионного фонда, при этом добровольный отказ от его финансирования в таких колоссальных объемах, выглядит странным. Кроме того на разработку, внедрение, обеспечение соответствующими программными решениями этого налогового режима были потрачены значительные ресурсы. Вероятность того, что это делалось лишь с целью достижения самозанятыми официального статуса, минимальна.

Эксперты РАНХиГС в качестве возможности для минимизации ущерба и для самозанятых и для государства предлагают дифференцированно  подходить к налогообложению самозанятых. «Поскольку доходы части самозанятых невысокие, целесообразно введение прогрессивного налога. Например, в случае если доход самозанятого составляет в месяц менее 10 тысяч рублей (или он меньше прожиточного минимума), не следует облагать налогом такие доходы», — поясняют авторы. При этом максимально возможный доход должен быть приведен к более высоким ставкам. В вот Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала», считает, что если государство предложит какие-то социальные гарантии, повышение ставки на 1–2 % для всех самозанятых не станет критическим.

И те и другие сходятся в оценке перспектив НПД:

- добровольный переход на самозанятость сменится выявлением и приведением к официальному статусу как можно большего числа фактически самозанятых граждан;

- постепенное увеличение налогового бремени для самозанятых неизбежно;

- введение обязательного минимума отчислений в ПФР так же неизбежно;

- введение новых форм и методов налогового контроля, ориентированного на самозанятых вполне логично.

Размышляя о будущем самозанятых можно разделять или не разделять подобные оценки и мнения. Каждый решает для себя сам. Пока, самозанятость единственная альтернатива жизни под дамокловым мечом наказания за нелегальную коммерческую деятельность. То, что государство сознательно установило столь «бархатные» условия неизбежно приводит к мысли о его дальнем прицеле. А если учесть рост интереса компаний в привлечении самозанятых (взамен работающих по трудовым договорам), вероятность сохранения НПД в неизменном виде хотя бы до обещанного 2028 года минимальна. Ведь с оттоком работающего по трудовым договорам населения в самозанятость (зачастую под давлением бизнеса, оптимизирующего налоги), дефицит ПФР и бюджета будет лишь нарастать. В этой ситуации было бы логично извлечь «сэкономленное» из карманов компаний, но самозанятые выглядят куда более перспективной и беззащитной мишенью. Потому как вернуться к работе «в черную» спустя 1-2 года легальной деятельности будет означать «похоронить свой бизнес». Как следствие, государство сможет по вполне «объективным причинам» внести необходимые изменения.

http://ipnalogru.ru