Найти тему

Букет от Анны Васильевны. Начало

Про Анну Васильевну в фабричном районе говорили только хорошее. Правда, родители, считающие своих детей маленькими гениями, старались записать своих чад в школу к другой учительнице, которая вела уроки по особой программе, и её ученики, окончив начальную школу, показывали результаты в учёбе в последующих классах, как правило, выше, чем другие дети.

Но атмосфера в классе будущих гениев была иной, чем в других коллективах. Их способности, особенности психики, даже черты характера оценивались иначе. С ними не сюсюкались, а сразу «ставили» на рельсы твёрдой дисциплины, ответственности, требовательности, деловитости и тому подобное.

А в классе Анны Васильевны был совершенно другой мир. Даже в интерьере кабинета это чувствовалось. Обилие цветов, аквариум с рыбками, полки с книжками и настольными играми.

И при наборе учеников не было особых испытаний. Расскажет будущий первоклассник стишок, прочтёт простенький текст, если сможет и не застесняется, и, слава Богу….

Одна история из жизни этой славной учительницы и учеников стала основой моего нового рассказа.

Итак, «Букет от Анны Васильевны»

Было это в то сложное время, когда в стране сломали старый уклад, но не успели ещё построить новый. Сейчас то время называют «лихие девяностые». Правда, в небольшом городе криминальная обстановка не внушала особой тревоги. Только новостные программы телевидения держали народ в напряжении, потому что были похожи на сводки с линий фронтов.

А в городке каждый был озабочен тем, как добыть средства на жизнь и пропитание. Многие предприятия «дышали на ладан» из-за нехватки сырья и снижения спроса на продукцию, зарплаты задерживали, и только один комбинат работал так же, как до перестройки. Учащиеся, чьи родители трудились на предприятии, жили в более благополучных условиях, чем другие сверстники.

Анна Васильевна после набора первоклашек, перед началом учебного года обходила дома и квартиры, чтобы познакомиться поближе с детьми, семьями и жилищными условиями. И, действительно, в выбранных для визита квартирах мебель, предметы декора говорили о неплохом достатке в семьях и хороших условиях для занятий будущего школьника.

В одной квартире дверь открыла миниатюрная брюнетка, за спиной которой маячил высокий сутулый человек с глубокими залысинами и толстыми очками. Это были родители Алёши Краснова. Учительнице обрадовались, сразу пригласили выпить чаю, ответили на заданные вопросы.

-2

Светловолосый мальчик несколько раз, сверкая смышлёными светло-карими глазёнками, заглядывал в кухню и снова скрывался в глубине квартиры.

Вошла маленькая девочка. Доверчиво улыбнулась в ответ на ласковые слова гостьи подала растрепанную куклу: «На! Игай!» Анну Васильевну растрогала эта сцена: «Какая добрая у вас доченька! А ты садись, девочка, с нами и покорми свою куколку!»

Малышка счастливо рассмеялась и уткнулась в колени матери. Затем вошла бабушка и всплеснула руками:

– У нас гости, а я задремала, не слышала. А почему на столе нет земляничного варенья? Ещё где-то пирожки с картошкой оставались, – она начала передвигать что-то в шкафу.

– Да что вы! – воскликнула Анна. – У вас и яблочное вкусное! Ничего не нужно! Я познакомиться пришла, но в любом случае спасибо за гостеприимство.

Старушка смутилась. Молодая хозяйка шепнула ей: «Мама, может, Вам чаю налить?»

– Я потом сама! А ты уж занимайся гостьей, Инночка!

Хозяин бесшумно помешивал сахар в стакане и улыбался. Такой теплотой, добротой, тихим внутренним светом веяло от каждого члена семьи, что учительница, пришедшая в дом после трехчасового обхода микрорайона, почувствовала себя на удивление отдохнувшей.

– Теперь посмотрите, как живет у нас сынуля. – Мать направилась в детскую. Та была поделена на зоны. В одной обитал мальчик, а в другой – девочка.

– Алеша! Иди сюда! – Окликнула учительница мальчика, замершего в дверях. Он подошёл.

– Это твои рисунки?– спросила, указывая на картины на стенах.

– Да.

– Это невозможно! Тебе всего семь, а кажется, что это рисовал, по крайней мере, подросток! Вы понимаете, что это – необыкновенно? – она обернулась к родителям. Те кивнули.

– Это ему по наследству передалось! Мой дед и прадед были художниками – самоучками, – объяснила мама.

– А я ещё книжки пишу, – осмелев, сообщил мальчик.

– Покажи, сынок, – попросил отец.

Алёша достал две самодельные книжицы. Это оказались сказки, написанные печатными буквами и украшенные иллюстрациями.

– Ты сам сочинил?

– Конечно. Это не трудно. Я часто придумываю, только записывать долго. Потом забываю и новые сочиняю!

– Молодец. И с математикой ты знаком, я тебя в школе проверяла, и читаешь хорошо.

– Он книжки в детской библиотеке с пяти лет берёт, с бабушкой ходит! – сообщил папа. В дверях появилась старушка и сказала: «Да он всего Чуковского, Барто и сказки Пушкина наизусть знает. Почитай, Алеша, не стесняйся!» Мальчик вздохнул поглубже и начал:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он…

Алеша читал, не торопясь, довольно однотонно, но, было похоже, собрался прочесть всю сказку о золотом петушке, но учительница тактично прервала: «Спасибо, Алёшенька! Это было замечательно».

– А ещё, – он доверительно потянулся к ней, – я знаю все государства мира.

– Как? – она в недоумении взглянула на родителей.

«Да вы не пугайтесь! Никто специально не заставлял учить названия, – объяснил отец, – просто карта висела на стене. Он ещё малышом был, а я время от времени показывал страну, рассказывал немного, и за два года само собой запомнилось».

– А вы знаете государство, у которого на флаге кленовый лист? – спросил мальчик.

– Канада, – ответила Анна.

– А зеленый кедр?

– Если не ошибаюсь, Ливан?

– Правильно! А желтая звезда?

Учительница растерянно развела руками.

«Вьетнам, – выдохнул мальчик. – Это даже бабушка не знала, пока я не сказал». Все весело рассмеялись. Потом отец вышел из комнаты и вернулся с воздушным змеем. Мальчик подбежал к нему: «Смотрите, мы с папой делали! А ещё в садоогороде у нас есть действующая маленькая водяная мельница. Не верите?»

– Верю!

Анна смотрела на маленького худенького бледного мальчика и не переставала удивляться. Потом взгляд остановила на одной картине, на другой, а когда заметила планету с маленьким принцем и баобабами, только и смогла выдохнуть: «Ты и про маленького принца читал?»

– Нет. Это всё бабушка! Она раньше жила в другом городе и работала на радио. Так интересно рассказывает! У неё все говорят разными голосами. – Алёша подошел ближе, приподнялся на цыпочки и шепнул: «Баба Варя в настоящем театре работала!»

Одно открытие за другим следовало в той скромно обставленной квартире, главным украшением которой были даже не шкафы с книгами и многочисленные цветущие растения, а люди, проживающие в ней. В состоянии лёгкого потрясения Анна выходила из детской комнаты. Надевая туфли у дверей, обратилась к женщинам, стоящим в прихожей: «Скажите, почему вы не записали ваше чудо в первый «А»? Ему там самое место!»

– Что вы! Он же – домашний ребёнок. Мечтатель, фантазёр. Жёсткая дисциплина и строгие рамки могут сломать его. А в вашем классе всё по-другому, мы справки наводили.

– Но вы понимаете, что ваш мальчик – вундеркинд!

Мама улыбаясь, пожала плечами, а бабушка вдруг потемнела лицом. Глаза сверкнули гневом.

– Деточка! – обратилась к ней так, как никто не обращался. – Не дай Вам Бог, назвать в школе этим словом внука! Не дай, Бог!

Анна на мгновенья замерла, а старушка взяла под руку, увела в другую комнату, усадила в кресло, сама устроилась у стола и начала говорить.

– Когда родился папа Лёши – мой сын, шея была обвита пуповиной. Еле выжил. Рос слабеньким, болел часто. Но хвородьбу его Господь компенсировал умом, смекалкой и феноменальной памятью. Малышом уже такое знал и умел! Перечислять не стану.

Сейчас в школу детки приходят, почти все читать, писать умеют, а тогда этому учили в школе.

И вот представьте, дорогая, на уроке буквы «а» и «м» проходят, в слоги сливать пока не получается, а мой Бианки с Чарушиным, Киплинга с Паустовским запоем дома читает!

Каково ему было на уроках сидеть да скучать? Но сидел, слушал и в рот учителке смотрел. А она что делала? Других учеников с ним сравнивала и упрекала, и орала, что всех тупых дураков Вэн – калу бы отдала и только со Славой - вундеркиндом занималась.

Никто не знал, кто такой Вэн – кал, пока сама не проговорилась, что это дух подземного мира из ненецкого фольклора.

-3

Оказывается, её предки были из того северного народа. Сын много позже рассказывал, что дети, особенно девочки, боялись духа, даже плакали, но чтоб учительница не видела. Всякий по-своему представлял это чудище.

Потом подросли, страхи ушли, а ненависть к лучшему ученику, которого называли вундеркиндом, осталась. Как они издевались семь лет над моим мальчиком! А я ничегошеньки не знала. Растила без мужа, он худруком был, к актрисульке ушел. Я из гримеров в театре рассчиталась, платили мало. Одна сына поднимала, на вредном производстве работала, в лакокрасочном цехе, ещё на радио подрабатывала. С шести утра уже там! Была диктором утреннего эфира. Потом бегом на завод!

Вечером приду, усталая, как загнанная лошадь, а Славик дом приберёт, поросенка покормит, и кашу сварит, и тарелку ещё за матерью вымоет. Только болел часто, гемоглобин всё поднимали. Зрение с пятого класса упало, книжки запрещала читать. А в седьмом осенью такое стряслось! Спать собрался, рубашку снял, а я вижу, темные и красные подковы да полумесяцы на спине нарисованы. Подбегаю, а это следы от ботинок!

Били моего Славочку, а я – ни сном, ни духом! Вот только тогда и рассказал! А до этого расстраивать не хотел, и так видел, что жизнь наша не патокой полита! А в тот вечер всё поведал, и про духа подземного, и как травили, пятёрки на двойки исправляли, портфель в женском туалете прятали, пинали, толкали, "тёмные" устраивали за школой с криками: «Бей вундеркинда!»

Я чуть ума не лишилась. Не знала, куда бежать, кого ругать. Их – фашистов окаянных, моего тихоню, что столько лет молчал или себя – Агашу слепошарую!

На второй день шуму навела! Всем пригрозила, что побои в больнице сняла! Ещё раз кто на сына вякнет, сразу справки в прокуратуру отнесу. Учителям не поздоровилось! Завучам с директором сказала, что при повторе сообщу об избиении не только в районо, лично поеду в министерство! Ох, как они перепугались!!!

От сына издеватели враз отстали. Бывало, шипели за спиной, но чуть слышно. Боялись. Я в школу, как на службу ходила, на уроках сидела. С радио ушла, завод бросила. В Дом пионеров, что стоял в аккурат напротив школы посчастливилось устроиться завхозом, там же уборщицей подрабатывала. Зато могла в любой момент в школу забежать. В кружок авиамодельный его записала. Кормила в своей каморке. Стал сын под присмотром. Но за прошлый недогляд до сих пор себя простить не могу.

Он – умница, а из-за расшатанного здоровья, головных болей и плохого зрения в институте учиться не смог. А зренье упало, оказывается, как они, злыдни, в пятом классе его вниз головой по лестнице спустили… В результате, окончил курсы. Работает помаленьку, как может. Сноха у нас хорошая. Если б не она, не знаю, чтоб с сыном стало… Жалеет его, любит, в огороде не нагружает, у него грыжу зашивали. Ой, чего уж говорить…

Кстати, с родителями бывших учеников встречаться приходится, рядом почти все живём. Жалуются! Плохо жизнь детей сложилась! Все, кто бил Славочку, или спились, или жёны у них – склочные мегеры. Кто-то с язвой из больницы не вылезает, у кого - то сын – олигофрен родился, а одного парня убили в столичном городе. Даже говорить страшно, а ведь вины нашей в тех бедах нет! Мы в Бога уверовали, молимся за всех, и за обидчиков тоже. Что-то не о том начала. Но, надеюсь, я смогла донести до Вас, что хотела?

– Да! Спасибо большое. Я всё-всё поняла. До свидания! – Анна Васильевна легонько пожала сухие ладони с узловатыми венами и медленно вышла из комнаты.

-4

__________________________________________________________________________________

Можно подписаться на канал, чтоб быть в курсе публикаций.

В основе произведений ТОЛЬКО реальные истории. Татьяна Синькова. Удмуртия.