Думаю, что многим из нас в период пандемии и карантина пришлось столкнуться с проблемой: как изменить свою жизнь. Вспомним, как год назад мы оказались в ситуации дебютанта – сталкера, столкнувшись с вызовами, неизвестностью и началом цифрового эпохи. От многого пришлось избавляться и отучаться самим. И это, согласитесь, было не просто. Оказалось, что важно уметь не только получать новые знания, но и разучиваться. Переосмысливать и обновлять способы мышления.
Разучивание или unlearning сегодня трактуется, как активный пересмотр имеющихся знаний, способов мышления, привычек и формирование новых - более эффективных. Разучивание всегда начинается с критического взгляда на уже сформировавшееся мышление.
Устаревшие знания, шаблонное мышление и стереотипы, по мнению учёных, вредят нам больше, чем недостаток информации.
Кстати, само значение слова говорит о многом:
РАЗУЧА́ТЬСЯ
1. устар. прост. то же, что разучиваться.
Путь же его послужит назиданием людям грядущего: дело истины — не учиться, а разучаться до первой правды, до Бога, ибо вся человеческая выучка — лишь наука обходиться без Него. Крусанов П., «О людях и ангелах», 2014 г.
Почему нужно уметь разучиваться и как это делать эффективно?
Многие выбирают пассивную позицию в обучении — запасают слои «информационного жира», превращая образование в еще один способ развлечения и прокрастинации. Сегодня в модели "непрерывное образование" гораздо важнее не накапливать новые знания, а избавляться от ненужных и бесполезных старых.
Меня очень интересует один вопрос. Как нашему мозгу удается выживать в таком непростом мире, переполненном смыслами? – удивляется Татьяна Черниговская.
Оксана Селендеева , IT-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY, основательница групп Sell Your Head в соцсетях считает:
Когда мы учимся, то добавляем новые навыки или знания к тому, что мы уже знаем. Когда разучиваемся — выходим за пределы стандартной модели, чтобы выбрать новую. Чтобы разучиться, нам необходимо решить три последовательные задачи: понять неэффективный подход, создать лучший, и укрепить его.
Почему нам сложно разучиваться ?
Чтобы разобраться в трудностях разучивания, сначала нужно понять, как мы учимся. Процесс максимально прост: когда мы повторяем определенные действия несколько раз, в мозгу формируются нейронные связи. Чем больше повторений — тем они прочнее. Так умение переходит в навык. Финальная точка процесса обучения — переход знания на уровень подсознания, а навыка — в автоматический режим. Так же формируются ментальные установки и стереотипы, которые определяют наше поведение.
Самое интересное начинается, когда мы хотим изменить устоявшиеся нейронные связи. С эволюционной точки зрения они помогали адаптироваться к изменениям в жизни. Нейронаука считает, что резкие изменения — это угроза к существованию, и мозг переходит в защитный режим.
Результаты исследований показали, что когда человека заставляют менять свои убеждения, он воспринимает это, как физическую опасность: реагирует тревогой и беспокойством. Особенно, если речь об установках, которые уже успели стать ядром личности.
"Дикий" велосипед
Аттракцион"Велосипед с обратным рулём". Суть в том, что участнику эксперимента предлагается проехать на велосипеде несколько метров (не упав и не соскочив на землю) и получить за это ценный приз. Задача только кажется несложной: рефлексы велосипедиста работают гораздо быстрее, нежели ум успевает просчитать необычные движения. Обманутый мозг отчаянно сопротивляется странной системе управления.
Эксперимент с перевернутым рулем наглядно показывает, как выглядит формирование диаметрально противоположного навыка.
Переучивание езде на «обратном велосипеде» заняло восемь месяцев. Это гораздо дольше, чем обучение с нуля – на обычном.
Чтобы изменить устоявшиеся нейронные связи, требуется даже больше времени и усилий, чем для освоения нового навыка.
Расшколивание человечества
Тоже касается и процесса расшколивания. Расшколивание -это процесс, во время которого человек отказывается от привычек и установок, заложенных традиционной школой. Освободиться от стереотипов школьного мышления сложно, особенно взрослым.
И родителям вполне естественно ощущать беспокойство и неуверенность, если они выбирают для детей путь, который не знают. Избавиться от привычек прошлого: гиперопёки, синдрома отличника, стандартных схем учебной программы, режима дня школьника или системы домашних заданий – сложно. Но с другой стороны – это свобода выбора и свобода для творчества.
Приведу слова моей любимой Татьяны Черниговской, профессора, биолога и нейролингвиста :
Мозгу становится сложнее решать задачи, как только человек пытается «заставить его это сделать». Творческие прорывы, как правило, происходят именно тогда, когда когнитивный контроль отключен. Некоторые ученые пишут в своих работах о том, что мозгу необходимо периодически давать возможность «гулять самому по себе». Чем меньше человек контролирует этот процесс, тем больше простора появляется для воображения.
Считается, что понятие "расшколивание" сегодня относится не только к семейной форме обучения, а ко всему процессу образования. Тем более, что родители хоумскулеров сегодня – первое поколение , которое массово переучивает себя и детей. К тому же, и человечество , похоже , начинает избавляться от стандартных схем и общепринятых догм в обучении.
Автор: Ольга Денисова
Опубликовано: https://www.hss.center/
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодарим вас за Ваши "Спасибо".
Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!
Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))