В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 36.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Региональная автодорога 63Р-00002 Ровное – Энгельс – Пугачёв – Николаевка (часть бывшей автодороги Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара).
Участок маршрута: Маркс – Орловское – Баскатовка – Подлесное – Михайловка – Ястребовка.
Расстояние маршрута: 30 км.
Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.
Регион: Саратовская область.
Административный район: Марксовский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Природно-географическая зона: Поволжье.
Часть природно-географической зоны: Нижнее Поволжье.
Обширная составная часть природного района: Заволжье.
Подраздел обширной составной части природного района: Низкое Заволжье.
Рельеф местности: Сыртовая равнина.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.
= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =
День в пути: 4-й день.
Автодорожный комплекс «Золотая Миля» (трасса Р226, 444-й км).
Четвёртый день нашего путешествия в Якутию начался у города Маркс Саратовской области, где мы останавливались переночевать на территории автодорожного комплекса «Золотая Миля». Проснулись по местному времени примерно в 5:30 утра, чтобы выехать пораньше, так как на сегодня у нас был запланирован просмотр одного города, а также нужно было успеть добраться до Самары.
Лопухи (трасса Р226, 444-й км).
Тусоваться на стоянке дальнобойщиков не стали, поэтому отъехали чуть дальше по трассе до ближайшего закуточка, где и остановились в каких-то лопухах взбодриться утренним кофе (а может и чаем, уже не помню), размяться и просто привести себя в порядок после сна.
Трасса Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, 448-й км.
Завтрак забрал у нас, ни много ни мало, целый час времени, а утреннее солнце, которое уже успело порадовать своими яркими лучами в момент пробуждения, спряталось за затянувшимся сизой мглой небом, поэтому сегодня, кажется, без дождя снова не обойтись.
Марксовский лес (трасса Р226, 448-й км).
В Википедии сказано, что, за исключением волжской поймы и её островов, территория Марксовского района полностью безлесная, но справа чуть в стороне от дороги после города Маркса мы замечаем макушки соснового леса, а это значит, что трасса Р226 проходит здесь либо по пойме Волги, что очень даже может быть, ведь до её левого берега по прямой отсюда всего около 3 км, либо мы уже каким-то образом оказались на острове.
Подлесновское муниципальное образование (трасса Р226, 450-й км).
Под лесом начинается территория Подлесновского муниципального образования – одного из шести сельских поселений Марксовского района. Обычно в своих статьях я не опускаюсь до уровня внутрирайонных поселений, но здесь мне понравился указатель с изображением белого гуся – символа района, поэтому это муниципальное образование я отметил отдельно. Слева к трассе здесь примыкает дорога, ведущая из Маркса, поэтому можно сказать, что в этом месте и заканчивается обход города. Интересно, раньше трасса Р226 уходила туда, прямиком через город Маркс, или объездная была построена здесь изначально?
Стела детского оздоровительного центра «Ровесник» (трасса Р226, 450-й км).
Дорога в Маркс на этом перекрёстке уходит как бы левее, а прямо, перпендикулярно трассе, в окружении высоких пирамидальных тополей можно проехать к базам отдыха и детским оздоровительным лагерям на побережье Волги, которых на территории Марксовского района достаточно много. Большинство из них расположены в пределах широкой воложки Орловская, отделённой от основного русла реки Волга островом Воскресенский. Дорога к турбазам проходит рядом с посёлком Кривовское, бывшей немецкой колонией Обермонжу (Obermonjou), основанной в 1767 году, а в наши дни доживающей свой век – в посёлке осталась лишь пара-тройка жилых домов с населением всего 6 человек. Помимо детского оздоровительного центра «Ровесник», нескольких турбаз и прочих зон отдыха, на берегу воложки Орловская даже есть кемпинг с местом для установки палаток – вот где нужно было останавливаться на ночлег!
Змеевы горы (трасса Р226, 452-й км).
Перед селом Орловское, где деревья, скрывающие собой дальние виды, сменяются широким полем, слева от дороги открывается лучший вид на Змеевы горы, протянувшиеся длинной цепью вдоль противоположного правого берега Волги на расстоянии около 50 км. Змеевы горы, представляющие собой останцевую гряду Приволжской возвышенности, обрывающуюся к Волге крутыми склонами, начинаются напротив города Маркса у села Березняки Воскресенского района и заканчиваются у города Вольска. Это одно из красивейших мест Нижней Волги, наблюдать которое желательно с палубы круизного теплохода, а никак не с трассы Р226. Змеевы горы условно делятся на три участка: южный, центральный и северный. От села Березняки до села Воскресенское тянется южный участок гор, который мы сейчас и можем наблюдать из окна автомобиля. На общем пейзаже здесь наиболее заметно выделяется вершина, которая является самой высокой точкой южной части Змеевых гор – 157 метров.
Село Орловское (трасса Р226, 453-й км).
Село Орловское было основано как немецкая колония Орловская (Orlowskoje) в 1767 году, то есть сохранило своё первоначальное название. На территории села вдоль трассы расположено много гостиниц, кафешек и автостоянок для ночлега, а также различных торговых палаток, ларёчков и павильонов с волжской рыбой. Стела «Орловское» установлена не на самом въезде в населённый пункт, а чуть дальше, у поворота на улицу Ленина – центральную улицу села. Отсюда начинается череда следующих на небольшом расстоянии друг от друга, и иногда и переходящих из одного в другое, сёл Марксовского района, образованных как немецкие колонии в 1767-1768 годы, и протянувшихся как бы единой цепью вдоль трассы Р226 слева. Орловское, Александровка, Буерак, Рязановка, Баскатовка, Сосновка, Подлесное, Михайловка, Ястребовка – и всё это на протяжении каких-то 17 километров дороги. Большинство из этих сёл первоначально были заложены у реки Малый Караман, но уже в 1770 году из-за непригодности земель были перенесены ближе к Волге на более благоприятное место. Интересно, в Марксовском районе есть хотя бы одно село, хотя бы одна маленькая деревушка, основанная не как немецкая колония, а как обычное исконно русское селение?
Поворот в село Караман (трасса Р226, 454-й км).
Из Орловского направо уходит дорога в село Караман, о котором известно лишь то, что оно основано, возможно, в 1920-е годы как лютеранское поселение Karaman, при этом на картах впервые было обозначено лишь в 1941 году. Расстояние до этого села, расположенного на реке Малый Караман, на дорожном знаке указано не было, но я с помощью линейки посчитал сам – получилось 11 км. У поворота в Караман можно увидеть типичную автобусную остановку из куска металлической водопропускной трубы, монтирующейся под дорогой в виде коллектора для протекания небольших ручьёв. Такие остановки можно увидеть, наверное, в каждом населённом пункте Саратовской области.
Жёлтые луговые цветы (трасса Р226, 455-й км).
Характер рельефа Марксовского района спокойный, выровненный общим уклоном в сторону Волги. Междуречья и межбалочные пространства широкие, слабоволнистые, благодаря чему удобные для сельскохозяйственных работ. И если слабую волнистость рельефа мы действительно можем наблюдать на выезде из села Орловское, то с сельхозработами здесь не всё так однозначно, и вместо посевов подсолнечника, пшеницы или ржи справа от трассы красивым ковром стелятся лишь жёлтые луговые цветы.
Выезд из села Орловское (трасса Р226, 455-й км).
Перед самым выездом из села Орловское можно повернуть налево и через несколько километров подъехать к целой россыпи турбаз и баз отдыха на берегу воложки Орловская в том месте, где она вытекает из основного русла Волги. А трасса Р226 уходит прямо, и на протяжении трёхсот метров над самой проезжей частью здесь нависают плотно растущие деревья и кустарники, скрывающие собой виды вытянутого к югу безымянного пруда, разделённого дорогой на две части.
Поворот в село Александровка (трасса Р226, 457-й км).
Село Александровка, бывшая немецкая колония Гоккерберг (Hockerberg), по некоторым данным также называвшаяся Боон (Boon), в наши дни ничем не примечательно, впрочем, как и за всю историю своего существования. Проезжая по территории Поволжья, невозможно не вспомнить про страшный массовый голод 1920-1923 годов, по продолжительности и масштабам которому не было равных за всю историю региона. В связи с продразвёрсткой (обложение крестьян налогом на зерновые культуры путём принудительного изъятия хлеба), ставшей частью политики военного коммунизма, а также разрушительными последствиями Гражданской войны, к тому же усугубившимися сильной засухой 1921 года, от голода погибло около 5 миллионов человек, при этом наиболее сильно пострадали Самарская и Челябинская губернии, Башкирия и автономная область немцев Поволжья, население которых сократилось примерно на 20%. Трагедия не обошла стороной ни один населённый пункт на этой территории. Так, например, в отдельно взятом селе Александровка в 1921 году родились 55, а умерли 326 человек.
Овраг Сыртовой равнины (трасса Р226, 458-й км).
На территории Сыртовой равнины в Низком Заволжье поверхности прямых склонов, постепенно увеличивающие высоту с юга на север, иногда расчленены балками и оврагами. Один из довольно приличных по размерам оврагов трасса Р226 пересекает между сёлами Александровка и Буерак (бывшая колония Брокгаузен (Brockhausen), она же Гуммель (Hummel)).
По оврагу протекает безымянный ручей, через 1,5 км западнее впадающий в реку Гнилуха. Хороший вид из окна открывается в правую сторону, в то время как слева овраг совсем не виден из-за растущих вдоль дороги густых деревьев и кустарников.
Поворот в село Баскатовка (трасса Р226, 461-й км).
В сёла Рязановка, Баскатовка и Сосновка (бывшие немецкие колонии Неб (Näb) , Кинд (Kind) и Сузанненталь (Susannenthal)) с трассы ведёт один общий поворот, но на дорожном знаке указали лишь одну Баскатовку, и в добавок отметили базу отдыха «Ривьера» – похоже, что там, у побережья Волгоградского водохранилища, в районе этих сёл и находятся последние благоустроенные места для отдыха в Марксовском районе.
Змеевы горы (траса Р226, 461-й км).
На фоне жилых домов села Баскатовка неплохо просматриваются Змеевы горы, и здесь мы видим уже их центральную часть, протянувшуюся вдоль правобережья Волги от села Воскресенское до урочища Белогородня на месте бывшего одноимённого села Вольского уезда. Существует древняя легенда, что на Змеевых горах долгое время обитал огромный шестиглавый дракон (по другой версии, змей с огромной человеческой головой), налетавший на Русь и причинявший опустошения. Местные жители платили ему дань в виде молодых девиц, которых он с удовольствием поедал. Но однажды храбрый богатырь одолел змея, разрубив его на части, которые тут же превратились в камни. По другой версии, этот змей, наделавший много вреда, был просто неимоверной величины, и смелый богатырь разрубил его туловище пополам, которое теперь мы и можем видеть в виде горного хребта, напомню, общей длиной около 50 км. Но что-то не до конца додумали свою легенду сказители, ведь если Змеевы горы сейчас делятся на три участка, так и богатырь, стало быть, разрубил чудище не пополам, а поделил его на троих. Можно даже новую былину сочинить по этому поводу: «Как три богатыря одного змея поровну делили».
Река Гнилуха (трасса Р226, 464-й км).
Слева параллельно трассе какое-то время тянется река Гнилуха, и в районе села Подлесное, жилые дома которого видны сразу за рекой, она подходит прямо к дороге, откуда её хорошо можно рассмотреть поближе. Общая длина реки составляет всего 25 км, и при такой небольшой протяжённости она имеет довольно приличную ширину, местами превышающую сотню метров.
Поворот в село Подлесное (трасса Р226, 465-й км).
Село Подлесное, основанное в 1768 году, в годы немецкой колонизации имело сразу несколько названий: Унтервальден (Unterwalden), Майнгардт (Meinhardt), Вейнгардт (Weinhardt). Короче, одним словом, айн цвай полицай. Вместе с примыкающими к нему сёлами Сосновка и Михайловка оно выходит противоположной дороге стороной к протоке Волжанка Волгоградского водохранилища. Там, почему-то, никаких баз отдыха нет, разве что пару пляжей можно постараться найти. Раньше в районе села Подлесное произрастали большие леса, правда, уже к моменту основания колонии многие из них были омыты Волгой, а попытки поселенцев искусственно высадить новый лес не увенчались успехом.
Поворот в посёлок Колос и село Семёновка (трасса Р226, 465-й км).
Сразу за селом Подлесное перед мостом через Комсомольскую оросительную систему на трассе стоит указатель поворота в посёлок Колос и село Семёновка, причём сам поворот находится уже за мостом, так что, если вам туда, не поверните раньше времени, а то рухните с моста вниз. Посёлок Колос был основан в 1978 году на берегу Комсомольского канала как посёлок мелиораторов, для которых специально были построены новые трёхэтажные дома (в источнике не указано, индивидуальные или многоквартирные), а о селе Семёновка неизвестно совсем ничего, но сдаётся мне, что вот они, именно те самые исконно русские (или уже советские) поселения Марксовского района в противовес бывшим немецким колониям.
Комсомольская оросительная система (трасса Р226, 466-й км).
С моста открывается вид на огромные длинные трубы Комсомольской оросительной системы, чем-то напоминающие железнодорожные составы с вагонами-цистернами. Головная насосная станция забирает воду из протоки Волжанка и по этим трубам подаёт её в Комсомольский канал, который в открытом виде начинается через 1,3 км после моста. Общая длина каждой трубы составляет около 2,5 км. Строительство Волковской (впоследствии Комсомольской) оросительной системы началось в 1973 году, при этом первая очередь введена в эксплуатацию лишь в 1985 году. Что-то слишком долго её строили для советского времени, может, информация в источниках неверная? В наши дни общий износ оборудования системы составляет более 85%, а одна из труб частично разобрана. Комсомольская оросительная система входит в состав Приволжской оросительной системы имени И.П.Кузнецова, которую мы проезжали вчера вечером.
Поворот в село Михайловка (трасса Р226, 467-й км).
Возвращаемся к нашим немцам. Дальше на трассе Р226 находится поворот в село Михайловка, являющееся бывшей немецкой колонией Реммлер (Remmler), она же Люцерн (Luzern). В 30-е годы XX века на её территории были организованы колхозы «Neues Dorf» («Новое Село») и «Neues Land» («Новая Земля»), это вам не всякие там «Заветы Ильича» и «Путь к коммунизму».
Змеевы горы (трасса Р226, 467-й км).
На фоне реки Гнилуха у села Михайловка с трассы Р226 неплохо просматриваются Змеевы горы, и прямо перед нами примерно в пяти километрах на северо-запад – вершина 167 метров, очень похоже, являющаяся наивысшей прибрежной точкой не только центрального участка Змеевых гор, но и всего горного хребта в целом. Чуть дальше от берега Волги, вглубь Приволжской возвышенности, за Змеевыми горами некоторые шиханы (одиночные горы) достигают максимальной высоты 286 метров, они находятся так же у села Михайловка, только уже в Воскресенском районе, в 14-и км отсюда по прямой. Если присмотреться к бежево-серым, поросших кустарниками, обрывам Змеевых гор, по которым на узкую береговую полосу сползает шуршащий поток мелких осколков осадочных пород, образующий с помощью дождевой и талой воды длинные тонкие извилистые овраги, рассекающие склоны, то в их очертаниях можно увидеть силуэты, по форме напоминающие ползущих змей. На мой взгляд, эта версия происхождения названия гор, по сравнению с шестиглавыми драконами и 50-и километровыми змеями, звучит чуть-чуть убедительнее. Правда без доисторических живых существ здесь всё-таки не обошлось – считается, что эта горная порода образовалась более 50 миллионов лет назад из массы остатков разнообразных животных древних морей, и никто точно сказать не может, какие змеи и драконы там водились раньше.
Поворот в село Ястребовка (трасса Р226, 470-й км).
Крайним селом в 17-и километровой цепочке следующих друг за другом населённых пунктов является село Ястребовка – бывшая колония немцев Поволжья Гаттунг (Gattung), она же Цуг (Zug), и дальше трасса Р226 в течение ближайших 7 км спокойно идёт среди бескрайних полей Марксовского района, скрывающихся ровной линией где-то далеко за горизонтом.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
День 2 Заброды – Калач – Воробьёвка – Новохопёрск – Поворино – Пески
День 3 Пески – Балашов – Калининск – Лысые Горы – обход Саратова – Маркс
Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область …
Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».