Дорогие друзья читатели и подписчики, рад вас приветствовать на нашей Дзен страничке Фонда Криптосфера.
Мы продолжаем читать и изучать свидетельские показания из Информационных Материалов №9 которые представлены на страницах сайта Аламас.ру редактируемого Акоевым Н.Н.
«Метод опроса в исследовании редких и реликтовых позвоночных животных» (из курсовой работы В.М. Пушкарёва, Калининский Гос. Университет, 1978 г.).
1. Шурышкарский район. Заболоченная равнина между нижним течением реки Оби и Полярным Уралом. Бесчисленные протоки Большой и Малой Оби с островами, заросшими осокой и густым тальниковым лесом, сменяющиеся болотами и густыми хвойными лесами и, наконец, на западе голыми каменными хребтами Приполярного и Полярного Урала. Район труднодоступен. Растительность преимущественно хвойная, лиственница, редко сосна и кедр. Из лиственных – берёза и тальник. Очень много брусники, клюквы, голубики, морошки.
Животный мир представлен северной полярной фауной. Копытные: лось и дикий северный олень; хищные: бурый медведь, полярный волк, росомаха, песец, лиса; грызуны: заяц, лемминг, белка, пищуха. Озёра и реки чрезвычайно богаты ценными видами рыб. Интересно, что именно здесь сохранились представители реликтовой фауны алтайского типа, вымершие в других районах Сибири. Это пищуха, а из птиц черноголовая завирушка и сибирская синехвостка.
Население: ханты, значительно меньше коми. Занимаются в летнее время рыболовством, оленеводством, а в зимнее время – охотой. Населённые пункты расположены исключительно на реках: Большая и Малая Обь, Войкар и Сыня.
Опрос населения охватывал территорию, вытянутую по течению реки Малая Обь с севера на юг на 300 км и с запада на восток на 100 км. Он производился в посёлках Катравож, Шурышкары, Мужи, Восяково, Усть-Войкар, Ханты-Мужи, Ямгорт, Овгорт, а также на многочисленных рыбачьих стоянках и пунктах сдачи рыбы.
В общей сложности было опрошено 200 человек различного возраста, пола и уровня образования. О существовании дикого человека, которого ханты называли «менк-ики» или «куль», слышало всё население. С ним связаны многие суеверные представления, причём порой этому существу приписываются фантастические свойства. Это явно противоречило самим фактам встреч с ним рыбаков и охотников, которые регулярно отмечались по всей территории Шурышкарского района.
Некоторые ханты видели его следы, достигающие 40–50 см в длину с расстоянием друг от друга более метра.
Ореол сверхъестественности, сопровождающий здесь дикого человека, вызывал суеверный страх местного населения, вследствие чего в отдельных местах люди пожилого возраста зачастую боялись даже говорить о нём. Именно это наблюдалось при опросе хантов, живущих по реке Сыне. Как выяснилось в дальнейшем, именно здесь дикого человека встречали наиболее часто вплоть до настоящего времени. Несмотря на полуфантастические события, сопровождавшие появление менк-ики, по всем признакам это был тот же реликтовый гоминид, с которым мы уже встречались на Тянь-Шане и на Северном Кавказе. Его внешний вид был тем же во всех узнаваемых нами деталях, а поведение соответствовало поведению дикого человека ТяньШаня и Кабарды. Для него были характерны всё то же оглушительный свист, тот же специфический запах, посещение заброшенных жилищ человека, попытки украсть женщину или ребёнка, активность с наступлением сумерек. От своего южного собрата он отличался ещё большим ростом, более уверенным, а иногда и агрессивным отношением к человеку. По-прежнему характерным было его появление в летнее или осеннее время, хотя отдельные встречи с ним происходили и зимнее время.
Если верить рассказам местных жителей, реликтовые гоминиды имеют постоянные места обитания, являющиеся для людей запретными.
2. Надымский район.
Основной ландшафт – тундра, сменяющаяся к югу лесотундрой. Сплошные участки болот делают местность трудно проходимой в летнее время. Очень много озёр разной величины. Древесно-кустарниковая растительность в тундровой зоне сосредоточена только по берегам рек. Здесь много ольхи, тальника, карликовых берёз, которые зачастую образуют трудно проходимые заросли. Местная тундра необычайно богата брусникой, голубикой, черникой, клюквой, морошкой, по берегам рек смородиной. В зоне лесотундры распространены лиственница и берёза. Вдоль основной водной артерии – реки Надым лесотундра сменяется настоящей тайгой. Кроме лиственницы здесь широко распространён кедр. Из лиственных – берёза, ольха, рябина, много черёмухи и смородины. Аналогичная картина и по всем притокам Надыма.
Животный мир представлен северной и полярной фауной. Копытные: дикий северный олень, лось. Хищные: бурый медведь, полярный волк, росомаха, лиса, песец. Грызуны: на открытых местах заяц, в лесах и по берегам рек белка. По рекам и Обской губе встречается много водоплавающей птицы. В Обской губе и низовьях рек водятся ценные породы рыб: осётр, муксун, сиг, нельма, налим, сырок.
Население ненцы, по роду занятий разделяются на оленеводов и рыбаков, в небольшом количестве коми. Опрос производился в посёлках Котоп-юган, Нори и Ныда, расположенных вдоль берега Обской губы на расстоянии 80 – 100 км друг от друга, а также в оленеводческих бригадах и на рыбачьих стоянках.
Было опрошено 100 человек, исключительно коренное население, мужчины и женщины. Из всех рассказов следовало, что ареал распространения реликтового гоминида простирается через всю надымскую тундру и идёт дальше на восток до самого Енисея.
Ненцы называли дикого человека сюдби, но иногда употребляли другое название – тунга, тунгу. Они видели различие между ними. О сюдби они охотно рассказывали из вторых уст, но тот, кто видел сам, говорить об этом, как правило, отказывался. Здесь, как и на реке Сыня остро ощущался ореол сверхъестественности, сопровождавший реликтового гоминида.
Среди пожилых ненцев бытует убеждение, что в результате встречи с сюдби человек заболевает, а рассказывать об этом, значит привлечь его внимание к себе. Нам сообщили несколько местных историй, якобы имевших место в 60-е и 70-е годы, когда человек, имевший встречу с сюдби, заболевал и вскоре умирал.
Как показала наша проверка, эти люди действительно умерли при очень странных обстоятельствах.
В Надымском районе встречи с диким человеком, согласно собранным рассказам, отмечались и в летнее и в зимнее время почти одинаково. Это имело под собой разумную основу, так как только зимой в тундре образуется твёрдый наст, облегчающий передвижение любому существу. Неоднократно местные жители видели и следы дикого человека, но рассказы о них были противоречивы.
10 человек категорически отказались говорить на эту тему, хотя местное население считало их очевидцами.
На рисунках схематически показано различие следов сюдби и тунгу, отмеченное местными жителями (рисунки, видимо утраченные, отсутствуют – ред.).
Внешне сюдби ничем не отличаются от куля из Шурышкарского района. Поведение тоже идентично. Летом их часто видят на озере или реке.
3. Результаты опроса в Коми АССР, Цильменский район, нижнее течение реки Печоры. Холмистая равнина, покрытая хвойным лесом. С юго-восточной части отроги Северного Урала, в юго-западной — Тиманский кряж с высотными отметками 200 – 400 м. Места болотистые, много озёр. Реки Печора, Цильма, Пижма широкие, со спокойным течением. Сплошные лесные массивы протяжённостью сотни км представлены здесь елью и лиственницей, реже сосной и берёзой.
Животный мир представлен типичной северной фауной. Копытные: северный олень, лось; хищные: бурый медведь, волк, рысь, росомаха, лисица, песец, куница, горностай. Грызуны: заяц, белка, ондатра. Реки и озёра богаты рыбой. Ягоды.
Население: русские, переселившиеся в эти места в ХVII веке, много староверов. В настоящее время население занимается молочным животноводством, охотой и рыбной ловлей. Все населённые пункты приурочены к рекам и удалены от ближайшей железной дороги на 500 и более км.
Опрос населения проводился в сёлах Усть-Цильма, Занежная, Трусово и в деревнях Степановская, Скитская, Верховская, Рачевская, Филлиповская, Коровий Ручей, Медвежка, расположенных по рекам Печора, Цильма, Пижма с интервалами 15–60 км между ними. Медвежка расположена в 200 км от села Усть-Цильма вниз по реке Печоре.
Опрашивались коренные жители, в основном пожилого возраста. Большинство опрашиваемых слышало о якобы имевших место встречах с диким волосатым человеком в здешних лесах. Но сложность опроса заключалась в том, что объект исследования здесь до сих пор относили к разряду нечистой силы и называли него совсем уж ненаучным словом леший (в настоящее время термин «леший» широко используется в отечественной криптозоологии – ред.). Поэтому тот, кто слышал об этом, часто стеснялся вспоминать такие рассказы, боясь показаться смешным. Встречи происходили чаще всего на лесном озере, реке или возле удалённой охотничьей избы, пустующей долгое время. Лешего часто видели плавающим в озере. Рассказывали случай, когда он напал на ныряльщика. Всего было опрошено 200 человек.
№ 480-1.
Сообщение В.М. П______.
«В Ямало-ненецком национальном округе я беседовал с женщиной, которую 25 лет назад (в начале 50-х годов – ред.) украл тунга (он был высокий, чёрный, совсем седой, лицо сморщенное), и целую неделю водил с собой. Он делал ей из стружки игрушки и кормил горелым мясом. Она вспоминала, что у него была голова острая, будто сам в «гусе». Гус – это одежда такая национальная в виде плотной рубашки с капюшоном и рукавами. Ненцы делают её из чёрного сукна, а зимой шьют из оленьих шкур мехом наружу. Она вспоминала, что у него, кажется, было что-то для разжигания огня. Старые ненцы говорят, что тунга принадлежат странные стрелы с двумя наконечниками, которые иногда находят в тех местах. Места там малонаселённые, труднодоступные, летом сплошные болота».
№480-2.
Две девочки в 1974 г. на одном из островов видели чёрного тунгу, который завидя их, удалился и скрылся за бугром. На этом острове есть избушка, в которую приезжают двое русских. Так вот они, когда приезжают, прежде чем подойти к избушке, всегда сначала стреляют в воздух из ружья. Остров совершенно голый, длиной около 10 км.
Записал В. М_______ на семинаре 10.01.1978 г
№481.
В. М. П______, геолог, студент 4-го курса Биофака Калининского гос. Университета (Краткий предварительный отчёт об экспедициях в район Малого Урала в августе 1975г).
«Осень 1972 и зиму 1973 г. я работал в Усть-Цимлинском районе Коми АССР. Там я впервые самолично услышал множество рассказов о диких лесных существах, якобы встречающихся местным жителям в густых запечорских лесах. То, что местные жители называют их пресловутыми именами «леший» и «лешачиха», ещё не говорит о том, что речь идёт о суеверии и предрассудке. Таких рассказов очень много. Рассказывают их люди совершенно различные, коми, ненцы и русские, старожилы и приезжие, оказавшиеся в этих местах. Многие рассказчики сами видели эти существа, другие слышали о них очень много. Описания лишены каких-либо фантастических атрибутов, речь идёт о реальных земных существах с обычной земной внешностью.
Аналогичные сведения собрал Н. Д_____ в 1973 г. в Кировской области. В результате этих и более ранних, хотя и неопределённых расплывчатых данных по Архангельской области создалось впечатление, что существует огромная зона на севере нашей страны, включающая Коми АССР и Кировскую область, в которой встречаются эти существа.
Подобные сведения были получены и из Печерского заповедника. Возникло предположение, что существует некая центральная область, откуда эти существа распространяются по всей северной лесной зоне. К этой зоне следует отнести север Европейской части СССР, Архангельскую область, Кировскую область, Коми АССР. П.П. С_____ посоветовал поехать в район Малого Урала. Этот совет был обоснован не только тем, что в этих местах у геолога Р_______ в 1939 г. произошла встреча с таким существом, но, в основном, на зоогеографических данных об очаге сохранения в этом районе другой реликтовой фауны.
23 июля 1975 г. мы с Викторией Иосифовной П____ выехали в город Салехард. Оттуда мы отправились вверх по Оби в район, расположенный ближе всего к Малому Уралу. Таким районом, судя по карте, является Шурышкарский с центром в посёлке Мужи.
В посёлке Мужи мы почти ничего не узнали, хотя и услышали ряд рассказов. Дело в том, что эти рассказы носили примитивный фантастический характер, и их нельзя было принимать за реальность.
Из Мужей мы поехали по реке Горная Обь на север в посёлок Восяхово, расположенный ещё ближе к Малому Уралу. Там мы сразу услышали огромное количество рассказов, носивших уже реалистический характер.
В основном рассказывали ханты, местное население, в царское время – остяки. Многие ханты из Восяхова видели человекоподобное лесное существо, которое они называют куль. Это слово переводится как чёрт, леший, лесной человек.
Другие названия подобных существ, но в сказках и с некоторыми фантастическими чертами: «мег-ики», «яби», или «куран-яби». Переводится как двуногий чёрт, чёрт о двух ногах. Мы объездили территорию Восяховского сельсовета, побывали в деревне Усть-Войкары и местах маленьких селений, где ханты ловят рыбу: в Няньгорте, Сунти-муе, Яраска-горт и многих других.
Разговаривали с многими рыбаками хантами и все они говорили примерно одно и то же: в этих лесах обитает лесное существо, которое одни называют чёртом, а другие – диким человеком или великаном. Так как средний рост хантов 150 – 160 см, то в деревне Тугияны Березовского района существо ростом выше 2 м кажется им великаном. Ведь разница в росте у людей обычно около 10 см, а тут 40. Ниже приводятся рассказы хантов, записанные с помощью переводчика, хантыйской девушки Раи Т____, владеющей как хантыйским, так и русским языками. Начну с рассказа Луки Васильевича Т_______, человека, которому я интуитивно верю на 100%. Ему 60 лет, выглядит очень молодо, отец шестерых детей, старейший охотник и рыбак. Он человек совершенно бескорыстный, отличается небольшими, я бы сказал хорошими чудачествами.
Например, не признаёт мотора и пользуется на рыбалке калданкой (тип небольшой промысловой лодки – ред.) и утлой лодчонкой, средствами, которыми пользовались ещё его деды и прадеды. Очень добрый, практически не пьёт, что является большой редкостью среди хантов».
№482.
1-й рассказ Л.В. Т______:
«Один раз я встретил сразу двух кулей. Это было лет 15 назад в 1960 – 62 г. в 12 км от Восяхова, в местечке Сунтымуе. Было это в августе ночью. Я шёл по самому берегу Горной Оби. Это протока Большой Оби. Со мной были две собаки. Они вдруг ощетинились, залаяли, бросились вперёд. Потом вернулись, потом обратно бросились вперёд и опять вернулись. Теперь они уже прижались ко мне и не лаяли, очень испугались. И почти сразу же из лесу вышли два человека. Один очень высокий, более 2 метров, другой пониже.
Я тоже испугался, потому что у них глаза горели как два фонаря, тёмно-красным светом. Они шли мне навстречу и, поравнявшись, немного посмотрели на меня, только глаза сверкнули. Одежды на них не было, на теле густая-густая шерсть, но не длинная, короткая. И лицо, и тело всё чёрное. Лицо человеческое, но довольно сильно вытянуто вперёд, похоже, как у собаки. Руки довольно длинные, длиннее, чем у человека. Шли они, как-то странно размахивая ими. Походка у них была какая-то необычная, не человеческая: они немного выворачивали ноги при ходьбе. Когда кули прошли, собаки сразу бросились в посёлок с лаем и визгом и больше я их не видел, встретил только в посёлке».
№483.
2-й рассказ Т_____.
«Но самый первый раз я встретил куля зимой 1959 г. Я пошёл ночью в конюшню покормить лошадей. Полез наверх за сеном. В это время кто-то подошёл к двери. Она открылась и, помедлив, вошёл куль. Очень высокий, чёрный, на нём была какая-то чёрная шуба и пояс. На голове что-то лохматое, острое, высокое. Я страшно испугался и сразу свалился вниз к лошадям, спрятался в углу. Куль подошёл к лошади и стал её гладить по спине и бокам. Лицо у него было чёрное, руки волосатые. Потом перешёл к другой лошади и тоже стал гладить её. Лошади от этого шарахались к стене, прижимались к ней. Когда он стал гладить Ударника, норовистую лошадь, та вдруг ударила его копытом. Куль резко повернулся и бросился во двор.
Я сразу опомнился и осторожно выглянул из конюшни, но его уже не было видно. Следов я тоже не нашёл. Старики говорят, что следы у него широкие, гораздо шире человеческих, но я их в тот раз не видел».
№484.
3-й рассказ Т_______.
«Однажды, в 1963г, куль тащил меня за ноги из избушки. Случилось это на притоке реки Войкары чуть ниже села Вершина Войкары. Мы ночевали с одним из стариков коми в феврале. Там было такое зимовье, где ночевали охотники. Уже заснули, и вдруг я чувствую – кто-то меня тянет за ноги. Протащил он меня почти до двери. Потом я рванулся, и он отпустил меня. Через секунду хлопнула наружная дверь. Я вскочил, подошёл к двери, но никого не увидел. Старик утром сказал, что его тоже кто-то дёрнул за ноги. Следов мы никаких не обнаружили. А ночь была тёмная и ни я, ни старик, мы ничего не видели».
Далее идут показания свидетелей записанные на Северном Урале и Сибири. Почитаем их в следующих выпусках нашей странички.