Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Великий поэт и драматург Уильям Шекспир, без сомнения - одна из самых загадочных личностей в мировой истории. Возникла целая отрасль науки - шекспироведение, которая занимается исключительно жизнью и творчеством этого человека. Притом до сих пор точно неизвестно, кто именно писал все те сочинения, которые мы называем шекспировскими. Версий много, в том числе та, что их автор - королева Елизавета I.
Точно известно одно - действительно был такой человек, Уильям Шекспир, и он служил актером в лондонском театре "Глобус".
Однако его внешность - тоже загадка. Вообще портретов Шекспира сохранилось несколько, но все они были написаны после смерти поэта. Обычно его образ предстает в виде усатого-бородатого мужчины с пышными волосами и большой залысиной на лбу. В любом случае это посмертные изображения, поскольку Шекспир умер в 1616 году, а все его портреты созданы позже.
Какое-то время существовала версия, что подлинный портрет поэта - это тот, который хранится в коллекции британского реставратора Алека Кобба. Он написан в XVII веке на деревянной доске и изображает красивого мужчину в костюме с изысканным кружевным воротником. Когда Кобб понял, что это может быть изображение великого драматурга, он обратился к своему другу-шекспироведу, профессору Уэллсу, и были проведены тщательные исследования красочного слоя и деревянной панели. Они показали, что портрет написан примерно в 1610 году.
Однако датировка еще не доказывает, что на доске - лицо Шекспира. Другие исследователи считают, то это отнюдь не Уильям Шекспир, а сэр Томас Овербери, что гораздо реалистичнее, я думаю, учитывая богатую одежду и аристократический облик изображенного.
Так как же выглядел подлинный Шекспир?
Последние исследования, проведенные Леной Коуэн Орлин, профессором английского языка Джорджтаунского университета в США, показывают, что долго пренебрегаемый специалистами бюст Шекспира на его могиле в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне как раз и есть прижизненное портретное изображение поэта. Этот раскрашенный известняковый бюст отнюдь не блещет художественными достоинствами и показывает скромно одетого поэта с пером в руке и взглядом, вперившимся куда-то вдаль.
Хотя бюст был установлен после смерти Шекспира, Коуэн Орлин убеждена, что он был сделан при его жизни с натуры. "Какие ваши доказательства?" - хочется, конечно, спросить исследовательницу. Она считает, что эту скульптуру мог заказать сам Шекспир для своего будущего надгробия, или кто-то из его близких. Скульптор лично видел драматурга, поэтому сделал его изображение максимально близким к оригиналу.
С чего Лена это взяла? Она опирается на тот факт, что даты рождения и смерти поэта сделаны в разное время. Дата рождения была сделана изначально, а для года смерти оставили место, и потом другой рукой, не очень ловко, туда вписали печальную дату.
Это означает, что заготовка была сделана еще при жизни Шекспира. Вполне возможно, что он сам руководил созданием своего надгробия. Поэтому в завещании поэта вообще нет никаких распоряжений о посмертном мемориале, как это было принято в то время среди известных людей. Шекспир просто точно знал, каким будет его памятник и договорился заранее об его установке, поэтому ничего не написал в завещании об этом.
Что касается автора надгробия, то считалось, что это был декоратор садов Джерард Джонсон. Однако, Лена Коуэн Орлин и тут внесла сумятицу, предположив, что подлинным автором был не Джерард, а его брат Николас, работавший мастером по надгробиям. Что ж, логично.
Как бы то ни было, любой, приехав на родину Шекспира, может побывать на его могиле и постоять перед этим бюстом и, вглядываясь в него, напряженно думать: неужели именно так выглядел классик английской литературы?!
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
В блоге мужа:
Мои впечатления от аэропорта Якутска