Мода-одно из самых непостоянных явлений, существующих в мире. Если кто-то подумал, что происходит эта смена трендов только последние десятилетия, то прошу посмотреть, как за несколько столетий поменялось не только отношение к женщинам (которые все еще продолжают в общественном мнении ассоциироваться с красотой), но и отношение к тому, как эти женщины выглядят, в частности. Так что же было в моде 100,200 или даже 300 лет назад?
В допетровскую эпоху красивыми на Руси считались пышнотелые, пышущие здоровьем женщины с высокой грудью, широким тазом, округлыми бедрами и крепкими ногами. Настоящим эталоном красоты была та, что помимо этих качеств имела статность и высокий рост. Желательно, чтобы у нее была ровная спина без каких-либо, даже небольших, признаков сутулости, «как у павы».
Конечно, все эти признаки нужны были для того, чтобы понимать, какая из девушек будет лучшей женой. Основным критерием выбора жены была выносливость и физические возможности для частых родов. Мало родить, нужно было еще выкормить и воспитать детей, параллельно занимаясь домашним хозяйством. Худосочные девушки для этого не годились, они считались больными и даже увечными. В качестве будущих жен таких не рассматривали, обходили стороной, а за глаза даже называли ведьмами. Вниманием такие точно были обделены. Самыми красивыми глазами считались голубые.
Девушек, входящих в возраст зрелости (примерно 13-14 лет), даже сажали на так называемую «предсвадебную диету». На ней их кормили жирными и сладкими блюдами, да побольше.
Еще одно достоинство красивой невесты на Руси — длинная и толстая коса, которая символизировала женственность и девичью честь. Густые и здоровые волосы свидетельствовали о хорошей генетике девушки и о возможности рождения здорового потомства. Наиболее привлекательными считались обладательницы светло-русых кос. Обрезание косы было настоящим наказанием, которое могло применяться, например, к неверным жёнам. Это был настоящий позор, который ложился не только на женщину, но и на всю ее семью.
Если верить русским сказкам и былинам, красавицы были белокожими и румяными, с густыми черными бровями. Чтобы придать лицу «правильный» оттенок, барышни пудрились вредными свинцовыми белилами, а румянец рисовали свекольным соком. Брови же помогал оформить уголь. Так что знаменитая кино-сказка «Морозко» совсем не врет. Если у девушки (вернее, у не семьи) имелись средства, они могли попросить привезти из-за границы парфюм или даже настоящую косметику. Загар считался признаком усталости, ведь заработать его можно было только при частой работе в поле.
А вот одна из привлекательных для того времени черт сегодня наверняка покажется нам странной. Одним из признаков красоты на Руси считались черные, покрытые налетом и кариесом зубы. Они свидетельствовали о финансовом благополучии семьи — значит, могла позволить себе регулярно есть сахарные пряники, мед, патоку и другие десерты, оттого ее зубы и почернели. Чтобы соответствовать стандартам, купеческие жены и дочки старательно натирали зубы углем, чтобы, выйдя в свет, продемонстрировать роскошь своего рациона. Кроме того, черная улыбка подчеркивала белоснежный цвет лица. В отдельных регионах России эта мода сохранялась до начала 20 века.
Частая походка - ещё один показатель привлекательности русской девушки. Шаги должны были быть мелкими, чтобы бёдра колыхались. Подходящих по всем критериям девушек почетно звали «славутницами». Отсюда пошло слово «славная», которое и сейчас нередко используется как синоним слову «красивая».
Отдельно стоит выделить одежду, которую предпочитали барышни. Тогда в ходу были яркие оттенки всех мастей, которые дополняли природную красоту хозяйки. Платья носили пышные, но при этом такие, чтобы подчёркивали крепкую фигуру. О финансовом положении девушки можно было как раз судить по наряду, тут уже открывалась свобода возможностей: от простых платьев до украшенных драгоценными камнями.
Петр I старался полностью преобразовать вверенное ему государство. В том числе он менял нравы и вел борьбу с «устаревшим» образом жизни, преобразовывал сложившиеся на Руси порядки, ориентируясь на Запад. Формировались новые стандарты женской привлекательности, Петр «прорубил окно» как раз в самый расцвет эпохи рококо.
В 1700 году Пётр издал специальный указ «О ношении платья на пример Венгерского». Так среди аристократок и горожанок появилась мода на туго затяную в корсет узкую талию, подчеркнутую пышной юбкой платья. Знатные дамы носили корсеты, обтянутые шелком и щедро обшитые пуговицами, кружевом и лентами. Случались и обмороки из-за слишком туго затянутого корсета.
У туфель появились каблуки, но удобства это не прибавило. Приходилось в угоду модным тенденциям и чтобы порадовать государя следовать его предписаниям. Стоит признать, что многие женщины переходили в «новую Россию» с большой неохотой.
На смену сарафанам, закрытым рубахам, кокошникам и кичкам по приказу Петра Великого входят в моду платья «на манер немецкого или французского». Дамы стали краситься на французский манер, рисовали себе искусственные родинки, у каждой из которых было особое значение, делали сложные прически и выщипывали брови. Стали пользоваться веерами, каждый взмах которыми тоже скрывал за собой некий знак. При этом выдающийся бюст, округлые мягкие плечи и полные бедра по-прежнему оставались в тренде.
Интересный факт: именно в это время у костюмов появились карманы. До этого необходимые вещи засовывали в сапог, в специальный мешочек на талии, а деньги порой и вовсе прятались за щеку.
Что касается поведения женщины, ей теперь не нужно было выказывать излишнюю скромность. Пётр хотел вывести русскую женщину из избы в свет. Поначалу это вызывало недоумение и публика на проводимых императором ассамблеях все ещё делилась на мужскую и женскую половины, не стремящиеся взаимодействовать друг с другом. Но постепенно эта грань стиралась, и вот уже женщины кокетничают, смеются и пьют наравне с мужчинами.
Позже добавилась мода на «жгучую» внешность — чернявые волосы и темные глаза. Яркий тому пример — последняя любовь Петра I Марина Кантемир. Похожим типажом обладала актриса Прасковья Жемчугова, вышедшая из крестьян, и фаворитка Александра I Мария Нарышкина.
В моду начала 18 века вошли шнуровые корсеты, сильно декольтированные распашные платья – гродетуры, колоколоподобные юбки. Они одевались на специальный каркас из китового уса – панье. Позже появляются фижмы из проволоки или конского волоса, а затем кринолин и турнюр. Шились туалеты из тяжелых тканей – парчи, атласа, муара. В торжественных случаях к платью прикреплялся шлейф. Чем родовитее была дама, тем длиннее был шлейф. И тем сложнее ей было буквально нести на себе свою знатность. Пышные юбки смотрелись безусловно красиво, тем более на контрасте с туго затянутым корсетом, но были созданы для французских модниц. В России же приходилось дополнительно обшивать них платья, чтобы не замёрзнуть холодной зимой.
Поверх надевали робу, длинное распашное платье, которое можно было украшать чем душа просит. Теперь уже эта самая роба стала показателем благополучия женщины. Порой, желая показаться богаче, чем они есть на самом деле, барышни излишне украшали этот атрибут и выглядели вычурно. Екатерина II даже издала специальный указ, по которому разрешалось использовать кружево не шире 9 сантиметров, да и в остальном стараться придерживаться простоты кроя.
Конец 18 века знаменуется расцветом античной моды. Резко исчезают всякие «ухищрения» по созданию пышных форм, верхние юбки быстро сужаются. В моду входят платья с узким лифом, стянутым под грудью, из легких тканей светлых тонов. Непременным атрибутом костюма являются панталоны и белые кружевные чулки.
Самым невероятным изобретением женской моды 18 века, пожалуй, можно назвать многоярусные прически, иногда достигавшие в высоту более метра. Они могли представлять собой парусные суда, архитектурные сооружения, в волосы вплетались цветы, тушки птиц. Говорили, что в волосах даже могли поселиться крысы. Все это покрывалось несметным количеством пудры. После Французской Революции прически резко меняются. Свергли монархию, нужно свергать и излишнюю помпезность. Монументальные сооружения на голове сменяются гладкими пучками, убранными в ленты.
Так одевались знатные дамы. А вот женщины простых сословий по-прежнему предпочитали простой сарафан с рубахой, а чуть позже – длинную юбку с блузой. Волосы, как и прежде, заплетали в косу. Оно и логично. Как можно было бы работать в поле или прачкой с турнюром и метровой башней на голове?
18 век сменился на 19. Вместе с ним сменилась и мода.
В 19 веке, с приходом романтизма, темноволосая и черноглазая «жгучесть» потеряла свою актуальность, ушла из моды и полнота тела. Теперь становится популярен образ анемичной девушки с большими грустными глазами. Традиционный для того времени атрибут красоты — болезненная бледность, символ глубины сердечных чувств. Мужчины, которые еще вчера были увлечены дородными дамами с пышным бюстом, теперь восхищаются худыми, почти изможденными девушками с прозрачной кожей и поникшими плечиками. Хрупкая тонкая шея, темные круги под глазами и впалые щеки — высшая степень привлекательности в эпоху романтизма.
Женщины изводили себя диетами, по-прежнему утягивались корсетами и носили кринолины с целью подчеркнуть тонкость и хрупкость своей фигуры.
Из 18 столетия в новый, 19 век, перешла мода на платья прямоугольного силуэта с сильно завышенной линией талии в так называемом стиле ампир. Но уже в начале 20-х годов в моду опять возвращается жесткий корсет, а под платье надевают сильно накрахмаленные нижние юбки. Правда, платья становятся чуть короче и напоминают неширокий колокол.
Чтобы доказать свою знатность и наличие хорошего вкуса, необходимо было соблюдать дресс-код. Теперь излишние украшения на одежде стали признаком дурного вкуса, а декольтированные корсажи, кружева, бархат были бы в попросту смешны. Все наряды в женском гардеробе делились на категории: утренние платья, домашние платья, платья для визитов, платья для прогулок, вечерние платья и бальные платья. И ни в коем случае не перепутать! Если возникала необходимость взять платье из одной категории и переместить в другую, его следовало перешить, но делать это можно было только на более низкую категорию, о том, чтобы сделать из домашнего платья бальное, нельзя было и подумать. Цвета тоже были подходящими: светлые оттенки - для дневных прогулочных нарядов, темные и яркие - только для вечерних мероприятий.
К началу 30-х годов 19 появляются платья с опущенной линией плеча, объемными и сильно расширенными в верхней части рукавами и широкой юбкой. Моду на тонкую талию поддерживали все теми же корсетами, а широкие рукава и юбка с несколькими подъюбниками (иногда их количество доходило до 8) только усиливали эффект. В бальных платьях стали появляться прозрачные съемные шлейфы, которые при желании можно было легко отстегнуть. К 1835 году размер рукавов достиг своего максимального значения, затем пошел на спад.
Затем мода вступает в эпоху второго рококо, ориентируясь на стиль 18 века. Неимоверно широкие юбки носят на специальном каркасе – кринолине. Силуэт платья удлинился, стал более вытянутым.
К середине 70-х годов в моду входят высокие, стройные фигуры. Появляются платья, у которых юбка подбиралась назад и сильно драпировалась. А для достижения большего объема под юбкой крепились специальные валики из ваты или небольшие металлические каркасы. Это была эпоха турнюра. Кринолины достигали максимально 2 метром в диаметре, но, к счастью, их величина постепенно стала снижаться.
В конце столетия женщины стали осваивать те предметы гардероба, которые до этого считались исключительно мужскими: например, брюки или пальто.
Стоит отметить, что русская мода 19 века имела и свою отличительную черту. Где-то в середине столетия набрало силу движение славянофилов, критически относившихся к подражанию западным веяниям. Широко пропагандировалась допетровская русская одежда. Родился так называемый стиль «а-ля рюс». Женщины носят очень простые, без каких-либо дополнительных деталей платья. Турнюр заменяется бантом или небольшой драпировкой. Получают признание народные промыслы, и особая популярность приходит к Павлово-Посадским платкам.
В период конца 19 — начала 20 веков царила эпоха модерна, вдохнувшая новую жизнь в женскую моду. Основная эстетическая тенденция того времени — отсутствие неестественных линий и угловатых форм. В моду пришли платья S-образного силуэта с пышной задней частью, которые делали фигуру похожей на изогнутый стебель лилии.
Производители нижнего белья предлагали дамам несколько вариантов корсетов для формирования изящной тонкой талии. Сам корсет того периода был очень длинным и утягивал фигуру до нечеловеческого объема в 42-47 см, что иной раз даже приводило к летальному исходу — барышня просто задыхалась. Сдвиг в этой части сделала Айседора Дункан, которая уже в 1903 году танцевала на сцене в прозрачной рубашке античного кроя.
Стало понятно, что пример красоты быстро устаревает, так что нужно думать о том, что удобно и не заставляет женщину себя калечить. Исчез злополучный корсет, для украшения талии теперь пользовались лентами. Длинные платья, к которым раньше нередко добавляли шлейф, теперь укоротили и оставили длиной до лодыжек. Вся одежда в целом была упрощена. Появилась даже специальная спортивная одежда, в которой было проще заниматься той или иной активной деятельностью. Конечно, это все ещё были платья, но движение вперёд наметилось.
Красавицы эпохи модерна — это утонченные, изнеженные и праздные дамы с томным взглядом, бледной кожей и длинными волнистыми волосами, уложенными в пышную высокую прическу. Чтобы шевелюра выглядела более объемной, использовали валики из конского волоса. Особой популярностью пользовались шатенки с локонами рыжеватого отлива. Иногда можно было даже встретить женщину с короткой стрижкой.
Отлично дополняли эту картину шляпы с вуалью, которые старались скупить все модницы того времени. Были даже специальные вуали для езды за рулём, для игры в теннис или просто для прогулок. Шляпы вообще стали главными аксессуаром начала 20 века. Как когда-то на Руси, выйти из дома с непокрытой головой - настоящий позор.
В поведении характерны депрессия, апатия и мистический эротизм. Тогда был популярен образ маленькой, бледной и нервной женщины свободных нравов.
Чтобы добиться предсмертной бледности на лице, красотки Серебряного века натирали кожу лимонным соком, наносили несколько слоев пудры и обильно добавляли в еду уксус. Настоящая женщина должна была выглядеть усталой и болезненной от душевных страданий и бурных ночей. Для расширения зрачков девушки закапывали в глаза раствор белладонны и жирно подводили их черными тенями. Макияж был минимальный.
Что касается фигуры, то жестких стандартов не было. Привлекательными считались разные силуэты: от «песочных часов» до мальчишеских андрогинных фигур. Главным было то, как ты себя преподнесешь.
Влияние на российскую моду тогда оказывала не только Европа, но и Азия, в частности Япония. Например, причёски знатных дам порой были похожи на те, что встречались у гейш. В отличие от Запада, цвета в одежде русским дам были более яркими, а зимой барышни никак не могли обойтись без натурального меха. Русские женщины исторически тесно ассоциировались с ношением шуб.
20 век ускорил темпы модных изменений в обществе, теперь уже каждое десятилетие было уникальным и непохожим на предыдущее, это как раз и перенял начавшийся 21 век. Произошло это благодаря появлению телевидения и интернета, развитию маркетинга и увеличению глобализации мирового сообщества. Однако мы помним, что новое-это хорошо забытое старое, и все чаще замечаем черты ушедших эпох в течениях современности. Кто знает, что будет в следующем десятилетии-вопрос, ответа совершенно не требующий.