23 марта легендарный барк «Седов» отметил свой столетний юбилей. В настоящее время он является крупнейшим и старейшим парусным учебным судном. Что подтверждено записью в Книге рекордов Гиннесса. ;)
Основные характеристики:
- полное водоизмещение 7320 т.;
- длина с бушпритом – 117,5 м.;
- наибольшая ширина 14,7 м.;
- максимально допустимая осадка – 7,5 м.;
- высота грот-мачты над ватерлинией – 58 м.;
- площадь парусов – 4192 м2.;
- максимальная скорость на парусах – 18 узлов;
- численность постоянного экипажа - около 55 человек;
- среднее количество курсантов – 120.
«Седов» не является «систершипом» «Крузенштерна» и был сразу спроектирован со вспомогательным двигателем, но в остальном их характеристики и судьбы довольно схожи. Барк был также построен в Германии (на Кильской верфи) и получил имя «Магдалена Виннен» ( «Magdalene Vinnen II») - в честь жены судовладельца и предпринимателя Ф.А. Виннена.
Предполагалось, что парусник будет работать на южноамериканских и австралийских линиях. Но экономический кризис 30-х годов внес свои правки в намеченный сценарий. В 1936 году компания Виннена вынуждена была продать несколько своих парусников из-за нагрянувших финансовых проблем. Была среди них и «Магдалена Виннен», которую приобрела фирма «Норддойчер Ллойд».
После значительной реконструкции барк стал учебно-грузовым судном и из изящной фрау «Магдалены» превратился в бравого «Коммодора Йонсена» ( «Kommodore Johnsen» ).
В этот период с парусником случилось неприятное происшествие, едва не стоившее ему жизни. В начале марта 1937 года, на пути из Буэнос-Айреса в Гамбург, он чудом избежал затопления, после того, как одна из переборок в трюме обрушилась под натиском шторма, и сместившийся груз зерна вызвал крен в 56 °. К счастью, на помощь барк не остался без помощи. На сигнал SOS отозвались несколько судов, в том числе немецкий танкер, который сбросил нефть в море, чтобы уменьшить силу волн. К вечеру шторм окончательно утих, и команда смогла выровнять судно перераспределив груз должным образом.
В 1957, через два десятилетия, барк «Памир» (из «летающей линии П») погиб в водах Атлантики ровно по этой же причине (из-за неправильно загрузки трюмов зерном) … А еще почти через 50 лет «Коммандор Йонсен», а точнее уже российский «Седов», снялся в фильме «Трагедия “Памира”» в роли того самого злополучного барка. Согласитесь, почти мистическая история.
Кстати, именно для этой роли «Седов» перекрасили в черный цвет и «новый китель» так подошел барку, что после съемок возвращать прежний уже не стали.
Лишь в 2019, перед запланированным кругосветным плаванием, было решено вернуть оригинальный – белый, что породило немало споров среди поклонников барка. Многим казалось, что в черном «Седов» выглядит эффектнее и стройнее. К тому же, белый цвет хотя и придает парадности, но не так практичен – ржавчина (которая в морской воде проявляется в мгновение ока) заметна на нем гораздо отчетливее.
А как кажется вам? Какой цвет идет «Седову» больше?
После Второй мировой войны парусник достался Советскому Союзу (подробнее об этом читайте в предыдущей статье), где приобрел свое третье и последнее имя - «Седов», в честь полярного исследователя Г.Я. Седова. Как и «Крузенштерну» ему пришлось ждать настоящего выхода в море несколько лет - пока акваторию Балтийского моря не очистили от мин в достаточной, для лавирования парусников, степени.
Да и в дальнейшем пути знаменитых барков снова приобрели похожее направление: научно-исследовательская работа в Атлантическом океане, переход под эгиду Министерства рыбного хозяйства СССР, капитальная модернизация (в 1975-1981гг). И, наконец, почетная роль воспитателя морских кадров РФ – в 1991 г. «Седов» был передан Мурманскому государственному техническому университету в качестве учебного парусника для прохождения плавательной практики курсантами морских специальностей.
А в 2017 году барк неожиданно попал в одну команду с давним товарищем - «Крузенштерном». Из-за смены учредителя мурманского университета ( Росрыболовство на Минобразования РФ) парусник препоручили Калининградской академии рыбопромыслового флота, где он продолжил работу в прежнем качестве.
Однако не исключено, что в будущем «Седов» может вернуться на прежнее место прописки.
В 2019 – 20120 гг., «Седов» вместе с «Крузенштерном» и «Палладой» принимал участие в экспедиции, посвященной 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями.
У барка было запланировано кругосветное плавание. К сожалению, из-за пандемии маршрут претерпел изменения, и из Владивостока парусник отправили домой Северным морским путем. Переход получился интересным и значимым, и все же кругосветка не была завершена.
Таким образом, на данный момент на счету «Седова» пока одно кругосветное плавание (с момента передачи его СССР) – оно было совершено в 2012-2013гг. под руководством легендарного капитана Н.К. Зорченко (статью об этом удивительном человеке ждите в следующих выпусках «Судового журнала»).