Как пишет один из современных авторов, профессор, доктор филологических наук А.К. Киклевич:
"В лингвистике произошли кардинальные изменения: в сферу ее компетенции оказались вовлеченными не только формы "диалогической речи", но и многообразные типы социального взаимодействия с помощью языка, скрытые допущения речевых актов, различные виды пресуппозиций и импликатур, интернациональные состояния говорящего, вся гамма иллокутивных и перлокутивных свойств высказывания, перформативы и правила их употребления, эпистемические и когнитивные аспекты языковых выражений, текст во всем богатстве его семантического пространства, а также многое другое, в чем еще несколько десятилетий назад лингвист просто бы не увидел предмета для разговора."
В этой цитате несколько нарочито перечислены термины, употребляемые в современной лингвистике, направленной на изучение функционирования языка. Многие из них не знакомы обывателю, использующему любой язык мира. Но важно именно то, что вся эта тематика еще полвека назад казалась лежащей за пределами лингвистики, а теперь без нее уже немыслима наука о языке.
Рассмотрим же два активно развивающихся направления лингвистики последних десятилетий - теорию речевых актов и прагматику. Стоит сказать, что четких граней между ними не существует, и часто одни и те же проблемы могут рассматриваться в рамках того или иного направления. Но истоки у них были разными.
Термин "прагматика" был введен в 1930-х гг. американским философом Чарльзом Уильямом Моррисом. Он разделил семиотику, общую науку о знаках, в том числе и знаках языка, на семантику - учение об отношении знаков к объектам действительности, синтактику - учение об отношениях между знаками, и прагматику - учение об отношении знаков к людям, которые пользуются знаковыми системами. К тому времени лингвистика больше всего занималась синтактикой, меньше семантикой и очень мало обращалась к прагматике, которая изучает роль языковых знаков в реальных процессах общения.
Теория речевых актов возникла независимо от прагматики. Она также сложилась в рамках лингвистической философии в Великобритании, уже в послевоенные годы. Ее создателем считается британский философ языка Джон Остин, прочитавший на эту тему курс лекций в 1955 г.
Так пишет ведущий в России исследователь речевых актов Н.Д. Арутюнова:
"В речевом акте участвуют говорящий и адресат, выступающие как носители определенных, согласованных между собой социальных ролей, или функций. Участники речевого акта обладают фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав речевого акта входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание."
Во время речевого акта происходят соотнесения высказывания с действительностью, придание ему целенаправленности, воздействие на адресата. Множество речевых актов также образуют дискурс. Это - также одно из основных понятий данной теории, дискурсы активно участвуют.
В рамках теории речевых актов активно изучаются так называемые перформативы - ситуации, когда слово одновременно является делом (клятва, объявление войны или мира, вынесение приговора и др.)
Прагматика, имея другие истоки, пришла к изучению примерно того же круга вопросов, что и теория речевых актов. Есть, однако, проблемы, обычно изучаемые в ее рамках, к ним относится проблема Пресуппозиции.
Пресуппозиция - это подразумеваемая информация, общая для собеседников; бывают также разные виды пресуппозиций: семантическая и прагматическая. С понятием пресуппозиции тесно связано понятие истинности и ложности высказываемого.
И семантика впервые стала полноценным объектом лингвистических исследований лишь вместе с изучением прагматики и/или речевых актов. До того семантика была ограничена лишь семантикой отдельных грамматических категорий и семантикой отдельных слов. При этом далеко не вся лексика поддавалась "абстрактно-объективному" анализу, причем хуже всего дело обстояло как раз с самыми употребляемыми и, казалось бы, простыми словами. На это еще в 1940-1950 гг. обращали внимание исследователи.
Советский лингвист А.И. Смирницкий писал:
"Лексиколог подробно останавливается на архаизмах, выискивает различные окаменелости... , но о скромных исконных словах данного языка, издавна выражавших в нем такие простые, но вместе с тем существенные понятия как "видеть", "лежать", "стоять", "ходить", "красный", "синий", "огонь", "вода" и т. п., лексиколог обычно говорит очень немного, и то лишь мимоходом. А между тем, если такие наиболее широко распространенные и часто употребляемые слова остались без внимания, то нечего и думать о действительной характеристике данной лексики, о выявлении ее существенных способностей."
С 1960-1970 гг. ситуация изменилась. Значение слова стало рассматриваться в связи с коммуникативной направленностью, речевого акта, то есть как орудие, посредством которым мы выполняем действия. Этот подход нашел отражение в определении значения оценочных слов. Многие единицы языка впервые получили убедительную трактовку при данном подходе. При этом часто оказывается, что трактовать надо не отдельное слово, а а более протяженную единицу языка (словосочетание, предложение).
Еще одна проблема - изучение построения отрезков текста, Более протяженных, чем предложения. Попытки выйти за пределы за пределы предложения и выделить такие единицы (абзацы, параграфы и пр.) предпринимались и ранее. Однако вскоре стало очевидно, что хотя в разных языках и существуют некоторые синтаксические и лексические средства , функционирующие на отрезках текста больше предложения, но связность текста обеспечивается далеко не только структурными закономерностями, а членение текста на абзацы и параграфы вовсе не обязательно маркировано структурными средствами.
Следует также отметить такую область, как изучение речевых жанров, основы которой заложил русский философ языка М.М. Бахтин в работах, получивших известность в 70-х гг. В качестве речевых жанров могут выделяться максимально краткие и стандартизированные реплики вроде приветствия и прощания, но и традиционные жанры художественной литературы (роман, рассказ) также являются речевыми жанрами. В последнем случае собеседник отделен от говорящего и не определен, но и здесь автор ориентируется на читателя и ведет общение с ним по некоторым правилам.
Изучение речевых жанров активно изучается в России, причем не только в Москве, но и в ряде других городов (Саратов, Волгоград, Пермь, Красноярск и др.). Предпринимаются попытки исчисления речевых жанров, исследуются как структурные, так и, прежде всего, прагматические особенности тех или иных жанров (реклама, комплимент, ссора и пр.). В то же время критерии выделения и разграничения жанров пока что остаются не выясненными.
Заинтересовавшимся данной темой могу посоветовать книгу Владимира Алпатова " Языкознание ". Основная информация была взята из данного первоисточника.