Найти в Дзене
Истории от историка

Один день в древнем Новгороде. Часть 3. Вечер

Оглавление

Я ОБЕДАЮ

Дома матушка приглашает нас за обеденный стол. Обедом мы называем главную трапезу на исходе дня, когда все дневные дела уже сделаны и можно как следует отдохнуть.

Наш повар постарался, чтобы в святочные дни наши животы не грустили. Прислуга ставит на стол разнообразные закуски: пирожки с мясными и рыбными начинками, солёные и запечённые в сметане грибы, печёную репу, редьку, морковь, квашеную капусту. Основные блюда сегодня — жареная утка и фаршированная стерлядь. Они приправлены луком и чесноком, а к их бокам припеклось несколько чёрных вкрапин — это душистый перец. Он ценится на вес золота, им даже платят купеческие пошлины.

Едим мы обычно из деревянной и глиняной посуды. Но в праздничные дни наш стол украшается золотой и серебряной утварью — ковшами, мисками, блюдами, чашами, ножами, ложками, вилками.

Древнейшая вилка, найденная на Руси, датируется XI веком. В это время в странах Западной Европы даже короли и знать за пиршественными столами ели мясо и рыбу руками, и жир стекал у них по локтям...

На сладкое подают кутью — пшённую кашу с мёдом, различные варенья, мочёные яблоки. Батюшка запивает обед пивом и хмельным медовым напитком. Я утоляю жажду мятным квасом и горячим сбитнем — медовым взваром на пряных травах.

Если хочешь отведать древнерусские блюда, то вот пара рецептов.

Репа фаршированная. Помой репу и свари её до мягкости. Затем остуди, соскобли кожуру. Аккуратно вырежь сердцевину, наполни репу мясным фаршем, посыпь тёртым сыром, полей маслом и запеки.

Сбитень. Раствори 100–150 граммов липового или гречишного мёда в 4 стаканах воды и кипяти 20–25 мин, затем добавь по щепотке пряностей (имбирь, гвоздика, кардамон, корица, мята и т. д.) и кипяти ещё 5 мин. Следи, чтобы в растворе не было сгустков, если что-то в кастрюле пригорит — можешь смело выливать всё в раковину. Полученную смесь процеди через марлю. Пить сбитень нужно горячим, как чай.

За обедом батюшка делится планами на завтра. Он хочет поехать на Городище, чтобы преподнести подарки новому князю и его сыновьям.

— Князя Ярослава я одарю добрым конём, лучшими мехами и драгоценными тканями, — говорит он, — а княжичей хочу потешить заморским зверем.

После этих слов я сникаю духом, еда больше не лезет в горло. Мне жаль расставаться с моим весёлым другом, к которому я успел привязаться всей душой. Но делать нечего, слово батюшки — закон.

В 2003 году на Городище, рядом с Новгородом, были обнаружены останки черепа взрослой самки магота, или бесхвостой макаки (Macaca sylvanus). Этот вид обезьян водится в горных районах Северо-Западной Африки и Гибралтаре — значит, животное везли в Новгород вокруг всей Европы. Магот жил в Новгороде на рубеже XII–XIII веков. Между прочим, новгородский магот считается древнейшим представителем своего вида на территории Европы!

Я ИГРАЮ В ШАХМАТЫ

Батюшка видит моё огорчение и, чтобы развеселить меня, приказывает поставить на окна толстые восковые свечи в бронзовых подсвечниках. Я понимаю, что это означает: таким способом у нас в городе в святочные дни приглашают в дом ряженых, которые потешают хозяев шутками, песнями и плясками.

В ожидании ряженых батюшка приказывает убрать со стола и принести шахматы. Он знает, как я люблю эту игру. Батюшка и сам слывёт недурным игроком и чрезвычайно гордится этим.

В нашем городе игрок в шахматы — почитаемое занятие. Самые опытные знатоки этой игры входят в боярскую и княжескую свиту и получают за своё умение немалое жалование. Есть и такие, кто зарабатывает себе на жизнь, просиживая целый день на Торгу за шахматной доской и ставя на кон своё имущество.

В горницу вносят шахматницу — коробку для фигур, обитую золочёной кожей. Мы с батюшкой достаём и расставляем на чёрно-белой доске выточенные из кости шахматные войска: пешки, цари, ферзи, кони, слоны, ладьи. Бросаем игральные кости — у меня выпадает больше: значит, я играю белыми.

Кости определяют и очерёдность ходов. Если выпадает 1,2,3, то хожу я, если 4,5 и 6 — то приходится передавать ход чёрным. Поначалу мне не очень везёт, удаётся сделать не больше двух ходов подряд. Я осторожно двигаю вперёд пешки, нацеливаю дальнобойные фигуры на вражеский строй. И вдруг удача улыбается мне — я делаю тройной ход и вторгаюсь ферзём в расположение чёрных фигур: шах и мат!

Батюшка недовольно ворчит и переворачивает доску. Теперь чёрными играю я. Мы сражаемся ещё три раза и в итоге делим выигрыши пополам.

Православная церковь требовала от верующих отказаться от азартных игр, к которых относила и шахматы. Ведь нередко закладом в игре становились не только деньги или имущество, но и «голова» одного из игроков, то есть в случае проигрыша он терял свободу и попадал в кабалу, холопство.

Однако новгородцы обращали мало внимания на церковные запреты. В шахматы играли едва ли не в каждом доме. В одном только Неревском конце Новгорода археологи нашли 58 шахматных фигур из 36 комплектов. Датируются они временем от XII до XV века. Это крупнейшая в мире археологическая шахматная коллекция.

А это игрушки Онфима.

-2

В НАШ ДОМ ПРИХОДЯТ РЯЖЕНЫЕ

В горницу входит привратник и докладывает, что пришли ряженые. Батюшка велит впустить их в дом.

-3

Спустя некоторое время в дверях горницы появляется странная толпа — человек двенадцать, все обряжены в медвежьи, овчинные, козлиные шубы шерстью наружу. Лица закрыты звериными масками из дерева и кожи, некоторые личины снабжены длинным носом из берёсты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы. У некоторых лица просто обмазаны сажей, мелом, мукой и раскрашены краской, в руках они держат длинные палки с насаженными головами животных, сделанными из берёсты, соломы и холщовой ткани.

Ряженые поначалу робко жмутся в сенях и застенчиво затягивают песню:

Мы люд не простой — из далеких краёв.
Люди все бывалые,
Идём мы от снежного Деда,
Что носит бороду,
Ширóку, как лопату,
Сиву и мохнату.
Мы к лету идём,
Козу ведём и радость несём.
Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?
Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?

Под конец песни они уже весело вваливаются в горницу и начинают представление. Один парень обхватывает сзади пояс другого, а тот берёт в руки вилы с лошадиной головой из соломы. Обоих накрывают попоной, так что остаются видны только ноги. «Лошадь» готова и ждёт седока. Я с разбега вскакиваю на спину заднего парня, и «лошадь» под звуки свистулек и дудок, с прыжками и гарцеваньем, отправляется вкруг горницы. Рядом забавно переваливается «медведь» на цепи — парень в вывороченной медвежьей шубе. Его вожатый сыпет прибаутками, а выскочившая из толпы «коза», громко хлопая двумя плоскими деревяшками, перескакивает через «мишку».

После представления ряженых полагается одарить. Матушка сама кладёт им в корзины пироги, ватрушки, пряники, а батюшка велит поднести всем по большой чаше пива.

Святочные маски, найденные археологами в Новгороде.
Святочные маски, найденные археологами в Новгороде.

Я ЗАСЫПАЮ

После ухода ряженых батюшка сладко зевает и отправляется в опочивальню. Матушка удаляется вслед за ним. Я быстро творю вечернюю молитву, раздеваюсь до исподнего и лезу к себе на полати.

Перед тем как заснуть, я думаю о том, что год уже на исходе. Новолетие мы празднуем в марте, с приходом весны. А предшествует ему весёлая Масленица. Все прощаются с зимними холодами, сжигают чучело Зимы-Костромы и пекут блины и оладьи — маленькие солнышки. На улице что ни день, то веселье, стар и млад торопятся поучаствовать в последних зимних потехах — катании на санях, лепке снеговиков, возведении снежных городков...

Жду не дождусь, когда придёт Масленая неделя!..