Сто лет назад – в марте 1921 года – вышло постановление о закрытии Челябинского Одигитриевского женского монастыря, который по сути дела являлся центром духовной, культурной, общественной и даже хозяйственной жизни Челябинска, а также во многом определял его архитектурный облик. Для небольшого города, каким Челябинск был в те времена, женская обитель, где перед ее закрытием числилось 360 насельниц, считалась достаточно крупной. И – любимой народом. Пытаясь противостоять попытке выселения монахинь, миряне, собравшиеся у монастырской ограды, устроили стихийный митинг. Из рядов мужественных защитников монастыря слышалось: «Стреляйте в нас, а выселять не дадим!» Что, разумеется, власти расценили как контрреволюционные действия, и последствия не заставили себя ждать...
К горькой памятной дате сестры обители – а монашеская жизнь здесь возрождается в течение последних шести лет – устроили своеобразный мемориал: на месте бывшего монастырского кладбища, на камнях, оставшихся от разрушенных зданий, установлен стенд с хронологией трагических событий закрытия монастыря. Судя по отзывам людей разного возраста, разных поколений, надолго останавливающихся у мемориала, они узнают много нового не только об Одигитриевской обители, но и об истории своего города – на сегодня одного из крупнейших в России.
При монастыре действует исторический кабинет «Благодатный путь».
«История нашего монастыря тесно переплетена с многострадальной российской историей начала ХХ века и с судьбами новомучеников и исповедников Церкви Русской, – рассказывает игумения Евсевия (Лобанова), настоятельница Челябинского Одигитриевского женского монастыря. – После закрытия кров и средства к существованию потеряли порядка трехсот сестер обители. К 1924 году значительная их часть расселилась по домам и частным квартирам милосердных горожан. Работоспособные монахини пытались объединиться под руководством своей настоятельницы игумении Анастасии и создать трудовую артель, однако власти этого не допустили. После смерти матушки-игумении в 1932 году любые попытки объединения и совместной деятельности прекратились. Уже к началу 30-х годов монастырские храмы, находящиеся в центре города были разрушены, а Никольская церковь закрыта. Возрождая монастырь, мы столкнулись с проблемой: в архивах нет данных ни об аресте 240 насельниц обители, ни о дальнейшей их судьбе. От пожилых прихожан, которые были знакомы с насельницами нашего дореволюционного монастыря, удалось узнать, что после ареста над сестрами сильно издевались и на всю жизнь у них остались раны в душе, так что они со слезами вспоминали то время, однако не раскрывали подробностей. Начиная возрождать монастырь, мы в первую очередь взялись за работу в архивах. Стали изучать и осмысливать подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, и эта тема оказалась интересной не только сестрам, но и прихожанам. Так родилась идея исторического кабинета “Благодатный путь: когда жизнь преображается в житие”.
В рамках проекта проводятся встречи с прихожанами, ведется работа по сбору и систематизация архивных данных, оцифровка рукописей. Создана группа в социальной сети «ВКонтакте». Для пожилых прихожан разработан стенд, на котором еженедельно обновляется информация о житиях новомучеников. Благодаря этой работе в 2020 году были составлены списки с именами четырех игумений, ста шести монахинь и трехсот шестидесяти послушниц дореволюционного Одигитриевского монастыря. К сожалению, это не полный список насельниц нашей обители, так что работа с архивными данными будет продолжаться».
Как возрождается в наши дни монастырь на Южном Урале, который не удалось стереть с лица земли? Как в нем налаживается монашеская жизнь, и какие послушания несут сестры? Ответы на эти и другие вопросы читайте в материале «Дух в монастыре должен быть подлинно Христов» на портале «Монастырский вестник».
Рекомендуем другие публикации нашего канала:
Русская игумения конца XIX века – документальный портрет
Талицы. Чтобы почувствовать связь времен…
Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Приезжайте!