О женщинах, которых обстоятельства заставляли браться за оружие мы рассказывали - и расскажем еще не раз, случаи, как оказывается, не такие уж единичные.
Жанна де Бельвиль, несмотря на то, что судьба, казалось, предопределяла ей тихую и спокойную жизнь замужней дамы - стала капером (или корсаром). Пираткой? - переспросите вы - но нет, это не слова-синонимы.
Чтобы стать пиратом - можно сколотить ватагу и отчалить от берега в поисках наживы. А чтобы стать капером - нужно одобрение кого-то власть имущего.
Мы, например, уже рассказывали о братьях-витальерах - наиболее успешно дела у них шли именно под королевским покровительством.
Практика каперства - когда пират получал покровительство короля или другого влиятельного человека, за что обещался чинить неудобства только его недругам и отдавать часть добычи - уже сформировалась к 14веку, но именно в это время стали выдаваться lettre de représailles - сиречь, грамота на репрессалии. И одной из первой таким документом обзавелась именно женщина - хоть и благородных кровей, что сводит на нет всякие досужие вымыслы о том, что женщины были в Средние века были чем-то вроде тумбочки - и не сильно ее умней. Также можно вспомнить о средневековых поэтессах, что опровергают такие умозаключения.
Однако же, обо все по порядку - как добропорядочная Жанна де Бельвиль стала "Клиссонской львицей"?
Родилась Жанна ок. 1300 года в благородной семье. Жизнь, что называется, шла по плану - в 12 лет ее выдали замуж за Жоффрея де Шатобриана, что был на 7 лет ее старше. Дорогой супруг к ее двадцати шести годам изволил почить - повесив на нее двух детей и кучу долгов.
Вдова была умна и хороша собой - поэтому долго не горевала -через 4 года вышла замуж за богатого и видного Оливье де Клиссона. Тот искренне свою жену любил, и она, хоть и вышла замуж по расчету, также души в нем не чаяла.
Через 7 лет (1337 год) - как некоторые из читателей помнят, началась Столетняя Война - и в то же время в Бретани, где также проживал род де Клиссонов - тоже начались волнения - погиб герцог Жан Третий Бретонский, и в последующих волнениях, опять же, виноваты женщины - Жанна де Пентьевр и Жанна Фландрская подговорили своих мужей начать борьбу за право быть герцогом. Одна из партий выступала за отсоединение Бретани от Франции - и англичане им, само собой, в этом потворствовали.
В конце концов, Бретань все же осталась в сфере английских интересов, а король Франции, Филипп VI - ненадолго примирился и с англичанами, и про-английскими дворянами Бретани.
Но лишь для того, чтобы пригласить их на турнир в Париж и арестовать. Оливье де Клиссона обвинили в измене (он сдал англичанам Ванн без боя) и был казнен. Пока его тело красовалось в Париже - голову отправили назад - в Клиссон.
Когда Жанна и двое ее сыновей увидели все, что осталось от их мужа и отчима - чего поклялись отомстить.
Смотрите и никогда не забывайте! Вот что король Франции сделал с вашим отцом!
Жанна-Луиза де Бельвиль
Эта казнь действительно не сошла с рук - гнев Жанны обрушился на про-французскую партию в Бретани. Многие вассалы ее супруга примкнули к борьбе - а всего их стихийно собранная армия, согласно летописям, насчитывала четыре сотни человек.
Ее бойцы взяли Брест (не тот что в Белоруссии, нет), после чего они довольно удачно принялись захватывать замки предателей - но за храбрецами уже выдвинулись королевские войска.
Она продала свои драгоценности и снарядила три корабля, где ее сторонники восстанавливали справедливость уже на море. Тогда же она и получила каперское свидетельство у Эдуарда Третьего.
Несколько лет "Флот возмездия в Ла-Манше" наводил ужас на побережье Франции и ее суда. По свидетельствам - за спинами соратников она не отсиживалась - бросалась на абордаж первой, равно как и ее сыновья. После каждого нападения в живых оставляли лишь нескольких человек - не из добрых побуждений, а потому что кто-то да должен быть сообщать, что Клиссонская Львица вновь нанесла удар.
Удача сопутствовала ей долго, даже тогда, когда за ее небольшим флотом уже начал охотиться флот королевский - это произошло между 1350 и 1351 годом. Однако, в один момент корабли были окружены и потоплены один за другими, покуда фрегат, на котором находилась Жанна де Бельвиль, не оказался окружен.
Тут она, пожалуй, впервые смалодушничала - она, сыновья и несколько моряков смогли на шлюпке тайно покинуть корабль и не быть замеченными. Клиссонская львица поплатилась за свою минутную слабость - ей было суждено пережить младшего сына, который погиб, когда они скитались по волнам.
В конце концов, горстка людей прибыла в Англию, где их приняли, как героев.
Жанна де Бельвиль, однако, отказалась продолжать борьбу - тут ее каперский период жизни и заканчивался. Она вышла замуж за сэра Уолтера Бентли, лейтенанта королевской армии. В 1359 году она, позже вернувшись к себе во Францию, ушла из жизни.
Больше интересного на Youtube