Также как вечен спор, что первично яйцо или курица, также и вечен спор между сторонниками и противниками плацкарта.
А мне плацкарт не понравился, с раннего детства, почему-то с самого раннего детства какая-то нереалистичная картинка запомнилась, в плацкартном вагоне поезда при поездке от Москвы до Тулы. Тогда, приезжая в отпуск, иной раз хотелось поскорее попасть на место назначения после пары суток дороги и в итоге вместо электрички ехали в плацкарте. Возможно, напрямую с проводником родители договаривались, без покупки билета в кассе, плохо помню, все-таки все это было в возрасте не более 10 лет. Так вот почему-то первый раз плацкарт запомнился совершенно без стенок, купейных отсеков, а как одна большая комната с туалетом на конце и тамбурами и в этой комнате большое число кроватей и там лежат вперемешку пассажиры. Помню одна женщина хотела угостить или угостила таки с позволения мамы самодельным квасом (а я был строго приучен у незнакомых людей ничего не брать, да иной раз и у знакомых не брал, не то отравят, не то снотворным напоят, не то сглазят, в общем, пока мама не одобрит в раннем детстве меня угостить было невозможно). И лежала эта женщина на койке, которая казалась кроватью и таких кроватей, расположенных как в центре, так и у окон казалось много. Хоть убей не понимаю, почему не запомнились перегородки. А сам вагон казался внутри очень широким. Но и было мне не более 4-5 лет, так что простительно. Но с той поры плацкарт не полюбил.
Всегда брали купе, старались брать купе в советские годы, поездки были за 1600 километров и более, пару ночей точно. И вот раз ехал с мамой, без отца, и не было билетов в купе и пришлось ехать в плацкарте на боковых. От западных границ СССР до Москвы. Я уже учился в младшей школе, плацкарт запомнил более реалистично, уже в его реальной компоновке, но вот поездка на нем на такое расстояние стала стрессом, мне жутко не понравилось, весь на виду, никакой приватности, переодеваться в туалете, по коридору бегали другие дети и не закрыть дверь. Люди и люди. Всё, это был последний раз, когда на большое расстояние ездили в плацкартном вагоне. Только купе, а один раз попали и на спальный вагон, случайным образом, но это уже отдельная история. Я любил железную дорогу и поездки на поездах, но поездка в плацкарте снизила положительные впечатления.
Став старше взял для себя правило – на плацкарте еду только лишь, если требуется посидеть в поезде несколько часов (не более 5), без ночевки. Таким образом ездил из Тулы до Москвы, Орла, Курска и все. Там где больше времени занимает дорога, где требуется ночевка только купе. Разумеется, самым шиком было, когда в купе едут все свои, или вообще было дело часть пути в купе был один. Но даже, если в купе попутчики, то моими соседями является буквально несколько человек, в то время, как если бы я ехал в плацкарте, то весь вагон. Плацкарт у меня стойко ассоциируется с общежитием.
Знаю, что некоторые люди предпочитают плацкарт из-за дешевизны. Но сам считаю по-иному. Если ты едешь по служебным делам, то расходы на дорогу полностью покрываются, а если по личным, то не так часто это происходит, чтобы экономить на собственном комфорте. Раз в год, а скорее раз в несколько лет можно себе позволить оплатить за купе.
Вообще плацкарт считаю неким анахронизмом, пережитком прошлого, именно, причем, советского. Некие «хрущевки» на колесах. И там и там задача при нехватке мест распределить как можно больше людей, одних по квартирам, других по вагонам.
Но, а Вы какие вагоны предпочитаете плацкарт или купе?
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала:
Железнодорожное Закарпаття - 2011