Найти тему
Дремучая Сибирь

Как мы, пятнадцатилетние, путешествовали по Горной Шории

В нашем городке Кемеровской области была восьмилетняя школа, и в 74-м году мы её закончили. Каждый год из выпускников набиралась группа, и после выпускных экзаменов, во главе с директором, ребята шли в поход по Горной Шории. Обычно на десять дней. Уже не помню, по какому принципу отбиралась команда, но получилось, что в группе оказалось четыре девчонки и три парня из нашего класса, из параллельного никого.

Видимо и в других школах так было. Дорогие читатели, кто постарше, подскажите.

Наш 8А после последнего звонка, 74-1 год
Наш 8А после последнего звонка, 74-1 год

Продукты мы из дома не брали, от ГОРОНО школа получила кучу провианта на этот поход. Было много банок: тушенка, сгущенка, завтрак туриста, всякие каши с мясом и рыбные консервы. Кроме этого картошка, хлеб, сливочное масло, сало и прочие продукты.

.С утра собрались в школе, распределили продукты (девчонкам поменьше, парням побольше) и на электричку, во главе с Михаилом Михайловичем. А рюкзаки оказались довольно тяжёлыми, кроме продуктов теплая одежда, посуда, две палатки и ещё всякая мелочь. Брали с собой и гитару. А нам по 14 лет, да и то не всем (мне в июле исполнилось).

На электричке доехали до остановки Подкатунь, начался дождь, мы вброд перешли речку Кондома и разбили лагерь на другом берегу - установили палатки, развели костёр и приготовили обед. А рано утром позавтракали и горами пошли на Тельбес, это такая деревня в Горной Шории, построенная рядом с одноимённой речкой.

Идти туда километров десять - двенадцать, да не по равнине (если считать по прямой). Вымотались мы капитально. А наш директор идет впереди всех с палочкой, и ему хоть бы хны. На очередном привале Михаил Михалыч куда-то ушёл, мы подняли его рюкзак, а он лёгкий, как пушинка, одежда и всякая мелочь.

Мы, не долго думая, добавили ему продуктов из своих. Когда тронулись в путь, он сразу заметил, что рюкзак потяжелел и разорался. Пришлось все вернуть на место. За день добраться до Тельбеса не получилось, немного не дошли, ночевали в тайге.

Ближе к обеду третьего дня мы наконец были на месте, обосновались в полукилометре от деревни. Мы все уже много раз были в походах у нас, в том чтсле с ночёвкой, но такой красоты еще не видели.

Я с гитарой на Тельбесе, единственная фотография оттуда
Я с гитарой на Тельбесе, единственная фотография оттуда

Горная речка, вокруг скалы и утёсы - красота неимоверная, гольяны ловились на голый крючок, а поджаришь их на сковороде, пальчики оближешь. Висячие мостики, идешь по нему и боишься, он качается, а ты держишься за канаты.

Это сейчас такие мостики, тогда были намного проще. Фото взято с Гугл картинок
Это сейчас такие мостики, тогда были намного проще. Фото взято с Гугл картинок

Обследовали окрестности, рядом была пещера, а около неё глубокое озеро, с ледяной водой. Михаил Михалыч строго настрого запретил нам купаться в нём и посещать пещеру, но мы всё равно искупались.

Это озеро, фото взято из Гугл картинок
Это озеро, фото взято из Гугл картинок

Сверху вода ещё ничего, а ноги опустишь, точно ледяная. В пещеру далеко не пошли, не было ни свечек ни фонариков. Дошли до глубокой ямы, бросили туда камешек, летел секунд пять.

Пещера на Тельбесе, фото из Гугл картинок
Пещера на Тельбесе, фото из Гугл картинок

Наш директор оказался хитрым малым, мы заметили, что к вечеру он постоянно поддатый. Оказалось, что Михалыч каждый день носил в деревню наши консервы и менял их у местных на самогон. Вот редиска, нести не хотел, а тут...

Но мы на него не обижались, еды хватало, а его шутки поднимали нам настроение в тяжёлые минуты. Как- то сидели вечером у костра, над ним висит ведро с чаем. Кто-то из девчонок повесил над ведром носки сушить, один упал в чай, никто этого не видел. Михаил Михалыч зачерпнул кружкой чай из ведра, вместе с носком. Ни одна мышца не дрогнула на его мужественном лице. Он вернул носок обратно на перекладину и продолжил чаепитие. Мы чуть не попадали от смеха.

Однажды вечером случился казус, Сергей, один из нас, был близоруким и ходил в очках, день был солнечный, а вечером он внезапно ослеп. Совсем ничего не видел, представляете, как он напугался? Истерика, слёзы, кричал, что утопится. Мы все пытались его успокоить. А наш директор сказал, что всё это ерунда, обыкновенная куриная слепота, утром зрение восстановится. Так и получилось, утром Серёга прозрел.

На Тельбесе мы прожили четыре дня, потом свернулись и пошли на Мундыбаш. Рюкзаки наши изрядно полегчали за это время, дошли до места за пару часов. Следующий пункт назначения - деревня Учулен, едем туда на электричке. Местная администрация выделяет нам барак на ночлег, где мы и поселились.

Вечером идем на танцы в местный клуб. Деревенские парни ходят петухами перед нашими городскими девчонками. Все поддатые, брагу хлещут прямо на крыльце. Один отошел в сторонку, достал из под пиджака обрез и пальнул в дерево. Круто! Дал нам пострелять. В общем, никаких эксцессов с местными не было.

А наутро мы должны были идти в тайгу, но пришла телефонограмма: с зоны сбежали несколько зэков, уже были жертвы. Нам запретили продолжать наше путешествие и мы поехали домой. Получилось всего восемь дней, но я запомнил их на всю жизнь. Жаль, что фотография осталась только одна.

Что еще запомнилось, до этого похода я многие продукты просто ненавидел: сгущенку (ел только сгущеное какао), тушенку, сало соленое, масло сливочное и много чего еще. На природе все это я полюбил и уже никогда не был таким привередливым.

Спасибо за внимание, дорогие читатели дзена, всем отличного здоровья!