Найти тему
Семирамида

Судить нельзя простить

Что делает человека плохим? Мысли, поступки, слова? Многие знают фразу «А судьи кто?», однако не помнят контекста. Этой репликой начинает длиннющий монолог Чацкий, который, как обычно, поливает грязью и осуждает всех вокруг. Ну собственно, ума в нем предостаточно, чтобы глупым людям умные мысли пытаться втолковать. Однако: а имел ли право судить всех Чацкий, двадцатилетний пылкий мальчишка?

Что же делает человека плохим? Представьте себе, что вы узнали о том, что ваш друг недавно поцарапал чужую машину и уехал, испугавшись последствий? Или что вы узнали, что ваша подруга спит с женатым мужчиной? Или что ваш знакомый нечаянно убил кота? Конечно, я имею в виду случаи, когда поступок не касается лично вас. Станете ли вы думать об этих людях хуже? Делает ли это их плохими людьми?

Каждый из нас совершает правильные и неправильные поступки. Лев Толстой считал, что каждый человек рождается чистым и добрым, и сам выбирает, каким человеком быть. Для того чтобы понимать себя, писатель считал обязательным вести дневники и записывать наблюдения над собой. И иногда бывает, что тебе самому стыдно записать какую-то вещь в свой дневник, даже если ты уверен, что никто никогда это не прочтет. А откуда берется стыд? Стыд неразрывно связан со страхом – оказаться плохим человеком, дать повод разочароваться в тебе. Но вы ведь, наверное, знаете, что стыд, например, испытывают жертвы насилия, особенно дети – они боятся признаться в том, что они стали жертвой. Они чувствуют себя грязными, гадкими и считают себя виноватыми в сложившейся ситуации. Они до последнего отрицают случившееся и им очень тяжело рассказывать о том, что С НИМИ сделали. Также стыд испытывают люди, попавшие в глупую ситуацию: например, ставшие жертвой мошенников. Возможно, ты сглупил, не догадался, не проявил бдительности, а тебе стыдно за то, что тебя – обманули. Ты оказался дурачком, простофилей. Тебе не хочется никому об этом рассказывать – будут смеяться, говорить «да как же можно так повестись», давать «умные» советы. Но – повторюсь – разве это делает тебя хуже в глазах людей? И кто смеет судить?

В знаменитом и любимом девочками-подростками романе «Мастер и Маргарита» судьей является Воланд. Он видит людей насквозь, проверяет их на меркантильность и алчность, кого-то даже наказывает (если помните, наказал смертью он только барона Майгеля – предателя, всех остальных он лишь напугал). Сатана в этом романе олицетворяет справедливость, то есть – суд. А каков в этом романе Иешуа? Он олицетворяет всепрощение – без всякого суда. Потому что человек совестливый, человек хороший сам себя «засудит» и сам свои ошибки исправит. Из этого напрашивается вывод о том, что плохим будет считаться человек, который себя не осуждает, не анализирует, однако считает правильным судить других. Однако я не хочу делать выводов, лишь задам вопрос: к кому мы хотим быть ближе – к Воланду или Иешуа?