Найти тему
Кинокружок Курилова

Постсоветские хорроры (ч.7). Приключения американцев в Грузии в фильме «Пусть идет снег»

Оглавление

Продолжаю интересоваться, как дела с хоррорами в бывших республиках СССР. На этот раз история о том, как украинский режиссер снял кино про туристов из США, нашедших проблемы в горах Грузии. Фильм – средняя бэшка, но есть интересные нюансы.

Сноубордисты Мия и Макс приехали в Грузию в поисках отличных мест для фрирайда. Макс тянет подругу на некий Черный перевал, закрытый из-за несчастных случаев. Говорят, там живет мстительный дух девушки, что после ЧП оставили без помощи пару лет назад...

Черный перевал уже знаменит своими происшествиями. Кадр из к/ф «Пусть идет снег».
Черный перевал уже знаменит своими происшествиями. Кадр из к/ф «Пусть идет снег».

«Пусть идет снег» написал и снял украинский дебютант Станислав Капралов. Мию играет украинка Иванна Сахно, снявшаяся в нескольких фильмах в США и уже изображавшая американскую туристку в хоррор-бэшке «Горные огни» (2017), где действие происходит на Алтае. В роли Макса американец Алекс Хафнер.

Есть и специально приглашенная звезда: менеджера отеля играет Тинатин Далакишвили («Звезда», «Фея»). Она, конечно, с ходу поднимает уровень фильма. Но режиссер местами его вновь опускает.

Тинатин Далакишвили добавляет фильму солидности. Кадр из к/ф «Пусть идет снег».
Тинатин Далакишвили добавляет фильму солидности. Кадр из к/ф «Пусть идет снег».

Туристы без шапок

Триллер/хоррор Let It Snow мог быть хорош, если бы серьезнее относился к деталям, связанным с выживанием зимой. Этого не случилось, как и некоторых полезных «жанровых» вещей.

Зачем взяли такого гримера, если он все портит? Когда в ходе скитаний на лице так много черно-синего, нужна больничка, а не сон на снегу. Тот случай, когда лучше бы ничего не делали, лучше без грима, чем с таким трешем. У Мии есть варежки, да еще она находит пару, но руки постоянно голые, даже на время сна (на снегу, на максимально обдуваемой площадке, хотя есть укрытия).

Капюшоном парки она, несмотря на все проблемы, почти не пользуется. Это же американка, у них там в большей части фильмов зимой мерзнут, но гордо ходят с голой головой. В другом кино такие детали можно не замечать, но здесь в них почти вся суть. Если режиссера не волнует героиня, то зачем волноваться нам?

Слешер без слешера и экзотика для «туристас»

Горный «поворот не туда» мог быть слешером, но мы этих жанровых элементов почти не видим (хотя сцена с лавинным щупом хороша). Не сказать, что это плохо. Лаконичность методов антагонистов легко считать и плюсом, а на возражения можно отвечать: «Зато красиво». Да, красиво, этого не отнять. Чего только стоит сцена с розами на снегу, частично процитированная на постере фильма.

Еще интересный момент – идеологические вольности. С одной стороны, мы видим эффектную презентацию страны с Военно-Грузинской дорогой, классными видами Кавказа и даже со старинной крепостью на горном склоне. С другой стороны, крестики, что рисуют антагонисты, выглядят как элемент флага страны, и совсем в лоб звучит заявление о некой суровой «национальной традиции».

Для «туристического» хоррора нормально напрягать особенностями неизведанной территории. Но не слишком ли украинский автор странно выставляет страну перед всем миром? Нам же еще вчера говорили о местных чудесах реформ и почти отсутствии проблем с нарушениями законов. А тут какое-то суровое средневековье заявляется как традиционная особенность, делает это антигерой, все-же... Их дело, конечно, но за страну слегка досадно.

Кроме туристических красот и уже озвученного устаревшего принципа мести фильм презентует Грузию как место, где силен культ матери. Этот момент, пусть и не в самом позитивном контексте, подчеркнут неоднократно.

Забавно, что в этом смысле картина идет не в ногу с хоррормейкерами запада, которые в последнее время активно взялись за отработку «толерантных» задач и педалирование темы борьбы женщин с неким патриархатом. Тут матриархат пострашнее.

Белорусский «Сашин ад» / Постсоветские фильмы ужасов (ч.2). Беларусь и Казахстан / Украинский психоз, демоны Бреста /Белорусский «Пёс» по Лавкрафту / Постсоветский хоррор (ч.5). «Брама» – Горбачев и гуманоиды в Чернобыле / Постсоветские фильмы ужасов (ч.6). «Спайс бойз» – умный, крутой и честный хоррор из Беларуси