Дорогие читатели, здравствуйте!
Ярким событием в жизни Санкт-Петербурга и Царского Села стал день 31 мая 2003 года. В этот день была торжественно открыта Янтарная комната. "Восьмое чудо света", созданное реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, предстало перед посетителями. С тех пор все хотят увидеть это творение своими глазами.
Только ленивый не посвятил этому событию ни одной строчки. Труд бригады реставраторов в 40 человек превзошел все ожидания. До 1979 года еще пытались обнаружить следы пропавшей комнаты.
Где же может быть Янтарная комната? Версий, идей, предположений много: в шахте в горах Саксонии, на дне Балтийского моря в подводной лодке, в частной коллекции, расплавилась во время бомбежек Кенигсберга. И это не предел фантазий. Результат без изменений: она не найдена. Реставраторы приступили к работе. Мастерская располагается в двух шагах от дворца.
Решили воссоздать по сохранившимся документам. В каждой работе есть сложности, у реставраторов особенно. Мало материалов : черно- белые фотографии, один цветной слайд, горстка янтаря и описания.
Первые пять лет ушли на изучение книг, документов и свойств янтаря. До 12 тысяч оттенков у этого "солнечного камня". Так называли окаменевшую смолу хвойных деревьев. Прибалтийский янтарь молодой- ему около 50 млн. лет.
После изучения документов, описаний, книг наступил следующий этап: черно-белым снимкам придать цвет. До начала работ с янтарем еще далеко. Ведь нужно уточнить не только цвет, но и размер с объемом.
На деревянной основе воссоздается рисунок при помощи промышленного скульптурного пластилина. Он хорошо пристает к дереву, его можно обрабатывать разными инструментами, шлифовать, придавать необходимую форму.
Это еще не все. Каждую отдельную деталь делали из гипса. Ее и получал реставратор в руки для работы с янтарем.
Терпение и любовь к своей работе сумели вдохнуть в янтарь новую жизнь. Тоненькие пластинки 3-5 мм соединены между собой по принципу пазлов. Их крепили на деревянную основу при помощи специальной мастики.
В середине XVIII века Елизавета Петровна получила дипломатический подарок из Вены от Марии Терезии. Это четыре мозаики на тему "Пять чувств". Флорентийская техника набора мозаики, когда использованы тонкие пластинки различных камней, создает впечатление живописного полотна.
Их было решено разместить в Янтарной комнате. Ф.Б.Растрелли создает для них великолепное обрамление- рамы, украшенные янтарем и символами царской власти: короной и монограммой Елизаветы Петровны.
На создание "Восьмого чуда света" ушло 6 тонн янтаря, на стенах мы видим около 1 тонны. Из-за чего появились отходы? Янтарь покрыт защитным слоем- "шкуркой", который нужно снять. Уже на этом этапе может уйти 40-60 % объема, а иногда и больше.
Подобрать нужный цвет, размер. Качество играет большую роль: трещины, царапины, сколы... Обошлось создание Янтарной комнаты в 11 млн. $. Из них 3,5 млн. $ музей получил от немецкого концерна "Рургаз"( Ruhrgas).
Время идет. Сегодня Янтарная мастерская продолжает свою работу, получая заказы от музеев города. В тоже время стала доступной для туристов. Можно заказать экскурсию прямо в мастерские. Вам расскажут о работе реставраторов.
О том, как получали необходимые цвета и оттенки? О видах янтаря: прозрачном и непрозрачном. Очень интересно и любопытно. Мне понравилось. Царское Село- один из самых популярных пригородов Санкт-Петербурга.