Найти тему

Судебная практика по возврату или ремонту техники

Юридические новости «для всех»:
1. Судебная практика по возврату или ремонту техники;

---

1. Если технически сложный товар оказался с дефектами, по закону у потребителя есть 15 дней, чтобы потребовать вернуть деньги или заменить его на новый. Но сделать это можно не всегда. Если не устроил цвет, функции или комплектация, но качество хорошее, то продавец не обязан принимать его обратно.

15-дневный срок начинает течь не с дня покупки, а со следующего за ним (ст. 191 ГК). Что ещё раз подтверждено Верховным Судом РФ в деле 32-КГ20-14-К1:

Покупатель приобрёл 13.12.2018 iPhone XS за 87 170 руб. С первых дней стало понятно, что фотокамера не работает. 28.12.2018 была отправлена досудебная претензия.

Суды спорили, нарушил ли покупатель срок подачи претензии. Дело дошло до ВС РФ, который объяснил: у потребителя было 15 дней со следующего после покупки. То есть в последний день, 28 числа, он и направил претензию, а значит, в срок уложился.

Если уже прошло 15 дней, то на возврат денег можно рассчитывать, если:

· у товара есть существенный недостаток;

· продавец нарушил срок устранения недостатков;

· товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.

Вернуть деньги можно, пока на товар действует гарантия. Ее устанавливает сам производитель. Если не установил, то этот период составляет два года (согласно ст. 19 закона о защите прав потребителей – «Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара»). В этот срок обратиться с претензией можно не только к продавцу, но к изготовителю и импортеру товара.

После истечения гарантии можно потребовать вернуть цену некачественного гаджета, отремонтировать его или заменить – в пределах срока службы товара:

Его тоже устанавливает сам производитель. Если таких данных нет, срок составляет 10 лет (согласно ст. 14 закона о защите прав потребителей – «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)»).

Разница в том, что если есть гарантия, доказать, что недостатков нет - должен продавец. А если претензия подается в пределах срока службы товара, то уже потребитель сам обязан доказать дефекты. Претензию в этом случае нужно направлять к изготовителю или импортеру.

Основная сложность в подобных спорах – доказать существенный недостаток товара.

Существенный недостаток это тот, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением. То есть человек, его покупавший, лишается возможности его использовать.

В постановлении Пленума ВС от 28.06.2012 №17 нет уточнения, при каком соотношении цены устройства и ремонта восстановление будет «слишком дорогим», поэтому на практике у судов с этим возникают проблемы и разные мнения:

Девушка купила телефон за 42 000 руб., через год он перестал включаться. Судебная товароведческая экспертиза пришла к заключению, что вышла из строя системная плата, а ее замена будет стоить 21 000 руб. Суды решили, что в этом случае ремонт нерационален из-за слишком высокой цены.

Однако ВС РФ посчитал, что соотношение в 49% между стоимостью телефона и ценой ремонта не такое уж и большое.Это не повод признать недостаток существенным.

Для существенного недостатка расходы на ремонт должны быть почти как цена мобильного (дело ВС РФ № 46-КГ19-5).

При этом Четвертый кассационный суд общей юрисдикции решил, что затраты на устранение дефекта в размере 60% от стоимости товара являются признаками существенности (дело № 88-2021/2020). Такой вот разброс по цифрам.

---

#техническисложныйтовар #существенный_недостаток #возвратилиремонт #юрист_саранск #хороший-адвокат.рф #адвокат #юрист #саранск #юридические_новости #blog_jurista