СЮЖЕТ: ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ СВ. БЕРНАРДУ КЛЕРВОССКОМУ
25 марта 202125 мар 2021
50
Теоэстетика
В 14-м веке разработан своего рода канон «Явления Богоматери Бернарду»: Дева Мария дает ему некие наставления и пояснения в тот момент, когда Бернард размышляет о ней. Так он изображен на триптихе Маттео ди Пачино (1370), а на панелях пределлы — сцены из его жизни. Между Марией и Бернардом происходит диалог, причем в разных медиа: Бернард задает вопрос, указывая на место в книге, а слова Марии написаны наискосок золотыми буквами. Бернард, желая уточнить, спрашивает, была ли Божья Мать в Иерусалиме, когда схватили Иисуса Христа, и она ответила: «Да, когда я услышала об этом, я была в Иерусалиме».
Филиппо Липпи (1447) изображает эту встречу в пещерной келье, хотя Бернард вел активную жизнь и никогда не уединялся. Но такой интерьер указывает на глубокую интимность этой сцены.Но самое грандиозное и сложное произведение принадлежит его сыну Филиппино Липпи (1486). Сохранилось оригинальное обрамление, на котором написаны слова Бернарда: «В любой непонятной ситуации (буквально так!) думай о Марии и призывай Марию». В углу коленопреклоненный донатор картины, Пьеро дель Пульезе. На открытой книге, повернутой к зрителям, Евангелие от Луки 1:26-31 – эпизод Благовещения. В этой картине также сложная перекличка различных медиа: слова приобретают особое значение, в зависимости от медиа, которыми они переданы. Мы видим, что Евангелие написано готическим старинным шрифтом, в то время как Бернард использует уже гуманистический шрифт, то есть он переводит священный текст в гуманистический. Вверху табличка с девизом: «сопротивляйся и не вовлекайся» — слова стоика Эпиктета.
На картине множество персонажей и предметов, имеющих свой символический смысл. Например, на плече Марии изображается звезда: Бернард считал, что имя Мария значит «звезда морей» и написал об этом проповедь: как звезда испускает луч из своей груди без каких-либо изменений, так и Дева родила Сына без ущерба для своей девственности. Под ногами Девы Марии изображена ящерица; Бернард пишет на столе; грубо сбитом из валежника; в расщелине прячутся дьявол и сова; вверху различные группы монахов в очень выразительных позах; в небе золотые облака – настоящий квест для зрителей и искусствоведов.В более поздних работах дается более спокойная трактовка, как на картине Перуджино (1493), где Мария является перед Бернардом без драматических эффектов, без свиты ангелов, как будто женщина, живущая по соседству.
Константин Бандуровский , поэт, историк философии, автор курса «Красота Средневековья» .
В 14-м веке разработан своего рода канон «Явления Богоматери Бернарду»: Дева Мария дает ему некие наставления и пояснения в тот момент, когда Бернард размышляет о ней. Так он изображен на триптихе Маттео ди Пачино (1370), а на панелях пределлы — сцены из его жизни. Между Марией и Бернардом происходит диалог, причем в разных медиа: Бернард задает вопрос, указывая на место в книге, а слова Марии написаны наискосок золотыми буквами. Бернард, желая уточнить, спрашивает, была ли Божья Мать в Иерусалиме, когда схватили Иисуса Христа, и она ответила: «Да, когда я услышала об этом, я была в Иерусалиме».
Филиппо Липпи (1447) изображает эту встречу в пещерной келье, хотя Бернард вел активную жизнь и никогда не уединялся. Но такой интерьер указывает на глубокую интимность этой сцены.Но самое грандиозное и сложное произведение принадлежит его сыну Филиппино Липпи (1486). Сохранилось оригинальное обрамление, на котором написаны слова Бернарда: «В любой непонятной ситуации (буквально так!) думай о Марии и призывай Марию». В углу коленопреклоненный донатор картины, Пьеро дель Пульезе. На открытой книге, повернутой к зрителям, Евангелие от Луки 1:26-31 – эпизод Благовещения. В этой картине также сложная перекличка различных медиа: слова приобретают особое значение, в зависимости от медиа, которыми они переданы. Мы видим, что Евангелие написано готическим старинным шрифтом, в то время как Бернард использует уже гуманистический шрифт, то есть он переводит священный текст в гуманистический. Вверху табличка с девизом: «сопротивляйся и не вовлекайся» — слова стоика Эпиктета.
На картине множество персонажей и предметов, имеющих свой символический смысл. Например, на плече Марии изображается звезда: Бернард считал, что имя Мария значит «звезда морей» и написал об этом проповедь: как звезда испускает луч из своей груди без каких-либо изменений, так и Дева родила Сына без ущерба для своей девственности. Под ногами Девы Марии изображена ящерица; Бернард пишет на столе; грубо сбитом из валежника; в расщелине прячутся дьявол и сова; вверху различные группы монахов в очень выразительных позах; в небе золотые облака – настоящий квест для зрителей и искусствоведов.В более поздних работах дается более спокойная трактовка, как на картине Перуджино (1493), где Мария является перед Бернардом без драматических эффектов, без свиты ангелов, как будто женщина, живущая по соседству.
Константин Бандуровский , поэт, историк философии, автор курса «Красота Средневековья» .