Правительство Эстонии сократило масштаб своего военного учения «Весенний шторм». Это решение было принято в связи с угрозой новых волн распространения COVID -19 в Европе, однако руководство НАТО все равно считает принятые меры чрезмерными и демонстрирует недовольство.
В ноябре прошлого года к участию в учении «Весенний шторм ‑ 2021» были запланированы 5000 человек из состава добровольческого военизированного формирования «Кайтселиит», однако в феврале эта цифра уменьшилась вдвое. Теперь же военное руководство Эстонии заявило, что только 300 участников этого движения приедут на полигон.
По мнению министерства обороны республики, эта вынужденная мера не помешает поддерживать боеготовность добровольческой военной организации, зато существенно снизит угрозу распространения инфекции во время мероприятия.
Напомним, что в прошлом году «Весенний шторм» тоже проходил в сокращенном варианте: тогда вместо 9 000 участников на полигон в Тапе приехали только 3 200.
Однако эта инициатива принадлежит исключительно эстонскому правительству и не отражает взглядов Североатлантического альянса, который не считает необходимым максимально сокращать численность учений во время пандемии. Например, в 2020 году изменения коснулись только крупномасштабного учения «Защитник Европа – 2020», и произошло это исключительно из-за того, что к предшествовавшим «Защитнику» переброскам войск и техники из США было приковано внимание прессы. Остальные менее «рейтинговые» события прошли так, как планировалось.
Действия Эстонии могут быть обусловлены двумя факторами. Во-первых, скопление нескольких тысяч военнослужащих действительно создает предпосылки к заражению большого количества людей в течение нескольких дней, и если подобного риска можно избежать, лучше это сделать.
Во-вторых, чем больше размах учений, тем больше денег требуется на них потратить, что в нынешних условиях представляется не совсем разумным: есть другие области жизни государства, которые требуют приоритетного финансирования.
Как бы то ни было, следует признать, что Таллин, в отличие от своих соседей по альянсу, проявляет реальную заботу о здоровье и жизни своих граждан и не ограничивается громкими заявлениями.
Тем не менее, такой подход к военным событиям остается непопулярным в НАТО. Брюссель и ряд его союзников сохраняют уверенность, что не стоит принимать мер по сдерживанию распространения инфекции, пока ситуация не станет критической. Именно так поступило руководство альянса в начале пандемии: борьба с вирусом началась только после того, как заболели тысячи военнослужащих на зарубежных базах и полигонах. Кстати, несколько случаев заражения имели место и в самой штаб-квартире организации после того, как один из сотрудников вернулся из рабочей поездки во Францию (и ему никто не намекнул, что было бы неплохо посидеть пару недель дома).
Поэтому, пока генсек НАТО Йенс Столтенберг призывает союзников тратить все больше денег на оборону, отрицая объективную реальность, Таллин защищает собственные интересы. Очевидно, что Брюсселю это не нравится: существует опасность, что остальные государства в составе блока увидят, что «так тоже было можно», и начнут пререкаться с начальством.