Лекция основателя Армянского музея Москвы Рубена Григоряна «Права человека или человеческое наследие», впервые опубликованная в 2015 году в рамках проекта интеллектуального клуба «Как я вижу окружающий мир». Автор раскрывает ту тонкую грань, которая проходит между правами человека и накопленным веками историческим наследием человечества.
Сегодня я хочу поговорить о том, что важнее — права человека или человеческое наследие, накопленное за все существование человечества. Сегодня мне кажется, что именно исходя из этих двух приоритетов весь цивилизованный мир, а таковым себя считает объединенная Европа и США, прежде всего принимает законы и живет по этим законам.
Я хочу, чтобы вы подумали об этом, потому что это имеет определяющий характер, прежде всего — для развития человечества: куда мы идем и где мы будем через очень и очень короткое время. Ведь согласитесь, что время становится все стремительнее и стремительнее.
Человечество уже очень давно, тысячелетиями, исходя из жизненного опыта традиции, нормы поведения, принимает законы, в том числе, исходя из религии, которую тот или иной народ или та или иная страна почитает.
Традиции, нормы, правила закреплялись и, в конечном счете, превращались в законы, писанные и неписанные, религиозные и, наконец, государственные. Кажется, это нормально — развиваться таким естественным путем, накапливая и испытывая временем нормы и законы поведения во всех сферах человеческой жизни: в семье, в обществе, в отношениях между родителями и детьми, друзьями и товарищами, женщинами и мужчинами, добром и злом, хорошим и плохим.
Окружающая природа издревле формировала наш быт: что мы едим, что мы надеваем, какой способ выбрали для выживания. Дальше отношение к людям и Богу создало наш духовный мир, и мы создали музыку, танцы, картины и скульптуры, развивая свой духовный мир.
Это все, о чем я говорю, — человеческое наследие и человеческая история, и люди, казалось, должны сохранить и приумножить, дорожить как самым ценным.
Но, нет, с глобализацией пришла другая ценность — права человека. Человека стали ставить во главу угла. А что до народа, нации и общества, что до накопленного опыта и духовного наследия?
«Я хочу, уважайте мои права, ведь я человек». Если ты человек, значит, ты разумное существо, этим ты и должен отличаться от всего остального животного мира. И ты — социальное существо, ты — член общества.
Опасность в том, что, ставя вопрос так: «В первую очередь, права человека», — мы забудем о наших корнях и нашей истории, мы ставим нас на путь самоуничтожения и доходим до абсурда. На одном конце мира человек требует уважать свое мнение, а на другом — жесточайше убивают и унижают другого человека, уничтожают целые народы с богатейшей историей и культурой, древней цивилизацией.
Опаснейшая тенденция человечества — уничтожать самого себя. Может ли разумный человек так делать? Нет. А значит, нужно призывать и делать величайшей ценностью рождение разумного человека, который имеет права и эти права должны быть неразрывны в обществе, в нации, в народе и тогда их несомненно нужно охранять.
Один пример цинизма: «Мои права, права человека, нарушаются вашими законами. Как же так? Вы решили наказывать меня через закон. Моё право — принимать или не принимать геноцид, убийство целого народа». Даже такой цинизм становится возможным, когда права человека ставятся вне общества. Что сейчас и делает некий турок: он затеял судебную тяжбу в Европейском суде по правам человека. Видите ли, нарушили его право голоса, высказывающего мнение непризнания Геноцида армян в Османской Турции. И это против государства, принявшего закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида.
И еще один пример цинизма — США: недавно права геев на браки признали быстрее, чем Геноцид армян. Это ли не настоящий цинизм для цивилизованной страны.
Под сомнение ставится даже традиционная семья, традиционные способы рождения и воспитания ребенка, а значит, и развитие всей человеческой расы: гей-браки, гей-парады становятся нормальным явлением, хотя очевидно — это ненормально. Как же можно жить без своей истории, своей памяти? Память нужна нам живым, а не мертвым. Память нужна тем, кто придет после нас. А иначе найдется еще немало гитлеров, которые, готовя в очередной раз геноцид очередного народа, скажут: «А кто сейчас помнит геноцид армян или евреев или других, которые подверглись геноциду». И еще одно — никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, колокол звонит по тебе.
И почему уже сто лет необходимо поднимать вопрос о признании геноцида, и куда идти дальше, если даже в Израиле — стране, народ которой пережил геноцид, выше ставятся политические интересы, чем элементарный разум. Ведь если бы тогда народы мира осудили Геноцид армян, то не было бы и Холокоста. Гитлер не посмел бы. Вот почему я вновь и вновь призываю сделать все, чтобы избежать такого уродливого явления в человечестве, как уничтожение себя и своего наследия. Для этого нужно сделать все, чтобы человек стал тем, кем он должен быть, по той простой причине, что он был рожден природой разумным.
И еще одно: нам, армянам, нужно понять, что значит объединение. Да, величайшее горе — уничтожение целого народа, больше половины страны, потеря огромного генетического потенциала Западной Армении. Очень жаль, но этот фактор может стать объединяющим, потому что мы чувствуем одинаковую жалость, боль, сострадание и унижение. И потому, что мы чувствуем одинаково, мы можем объединиться, чтобы больше не случилось с нами такого горя. Поверьте, нет спасения от самого себя. Мы — те, какими мы родились, в нас те гены наших предков, хотим мы этого или не хотим. И не удастся спастись, переехав жить в любое другое место на планете.
И потому, давайте слышать: сначала было слово. И для каждого армянина, которому дорога память безвинно убиенных в геноциде своих соплеменников, интересы нации должны быть превыше своих личных.
Уважай и люби того, кто чувствует так же, как и ты. Будь честным и справедливым, преданным своим корням, люби в других народах общечеловеческие ценности.
Рубен Григорян , предприниматель, общественный деятель, меценат, писатель