Про советский сверхзвуковой лайнер Ту-144 слышали наверняка многие, да и наверно даже видели и если уж не в небе, то хотя бы в качестве экспоната, на том же Авиашоу в Жуковском.
Это был первый пассажирский самолет, который смог преодолеть звуковой барьер, затем был еще Конкорд, но благодаря героическому труду инженеров конструкторского бюро Туполева, мы сделали это раньше них.
В 1975 году лайнер встал в коммерческую эксплуатацию, но все пассажирские перевозки выполнялись только лётчиками-испытателями конструкторского бюро! Представляете насколько сложно было управление, что его не могли доверить обычным летчикам!
Но справедливости ради стоить заметить, что всего было совершенно только 55 пассажирских рейсов и перевезено около 3.200 пассажиров, что не идет ни в какое сравнение с Конкордом, на котором удалось полетать почти 2.5 миллионам пассажиров!
Крест на советских сверхзвуковых лайнеров поставила не катастрофа под Парижем, а высокие эксплуатационные расходы на содержание самолета. Доходы от билетов не перекрывали расходы, связанные с эксплуатационными затратами, был абсолютно нерентабельный аттракцион щедрости, с помощью которого хотели утереть нос западу(
Но вернемся к катастрофе!
Все случилось на авиа салоне Ле-Бурже, который традиционно проходил в пригороде Парижа, 3 июня 1973 года.
Советский сверхзвуковой лайнер выполнял показательный полет, когда неожиданно практически для 300.000 зрителей потерял управление и ушел крутое пике!
Спустя несколько секунд падения, самолет стал рассыпаться в воздухе и рухнул на жилые дома небольшого провинциального городка.
Погибли 4 члена экипажа, 2 пассажира (заместитель конструкторского бюро Туполева и ведущий инженер по испытаниям) и 8 жителей деревушки.
При изучении бортовых самописцев, оказалось, что что часть черных ящиков не была включена, а другая была уничтожена.
В итоге расследование катастрофы проводили по записям любительских кинопленок и французского телевидения.
В результате осмотра останков самолета, не было найдено никаких причин, которые могли привести к пикированию и дальнейшему разрушению.
Официальная версия звучит следующим образом:
Французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено никакой ненормальности ни в конструкции, ни в общем функционировании самолёта и его систем .
Вмешательство человеческого фактора представляет собой, таким образом, наибольшую вероятность, но этому не было найдено ни одного подтверждения.
В итоге причины падения так и остались неустановленны, а дело было закрыто!
Продолжение следует!