Испанцы в Южной Америке беспощадно истребляли индейцев, за них вступился неукротимый испанский епископ Бартоломео де Лас Касас, который с упорством истинно верующего фанатика убеждал, что индейцы – это такие же люди, они имеют душу и поэтому обращаться с ними, как с дикими животными – это грех. Самое поразительное, что весь авторитет католической церкви был использован им и его сторонниками для того, чтобы рабство в испанских владениях в Южной Америки было отменено, и это свершилось! И великий проповедник со всей страстью убедил испанцев, что если у индейцев есть душа, то превращать их в рабов – великий грех!
А греха испанцы боялись, поэтому возникла проблема: кто будет работать на плантациях и серебряных рудниках? И великий гуманист объяснил, что проблема решается просто: вместо индейцев нужно привезти негров, потому что вот у них-то точно никакой бессмертной души нет! Значит, на негров гуманизм великого борца за права человека Бартоломео де Лас Касаса не распространялся.
И поплыли в Африку корабли за «чёрным деревом», как именовали (с понимающим подмигиванием) торговцы свой очень выгодный товар.
Появились самые настоящие компании, которые финансировались и частными лицами, и банкирами, создавались специальные корабли, которые уже не нуждались в беспощадных набегах на приморские деревни африканских племён.
Два-три набега, и население будет разбегаться при виде любого паруса, а европеец в джунглях – зрелище жалкое.
Нет, всё было страшнее: африканские властители, всякие цари и вожди, сразу поняли, что дело предстоит невероятно выгодное, причём речь шла не о традиционных бусах, зеркалах и грошовых ножах. Местные чёрные партнёры португальцев (а именно они первыми начали поставки «живого товара» в Америку) получали золото и оружие, потому что африканские властители воевали друг с другом так же беспощадно и часто, как европейские средневековые правители, но теперь война получила новый смысл: ограбить соседа, а ещё взять пленных, которых можно выгодно продать!
Да и своих подданных местные вожди с удовольствием и прибылью продавали португальцам, причём многие местные представители знати быстро и охотно европеизировались. Современный историк утверждал: «Короли Конго еще в XVI в. приняли крещение и вассалитет от Португалии… Черные вожди стали графами, носили португальские наряды, посылали детей учиться в Лиссабон, говорили по-португальски, строили европейские дома, а при дворе танцевали европейские танцы».
Но такое выгодное дело англичане не могли оставить в чужих руках, поэтому когда Англия окончательно одолела всех конкурентов на море, она занялась работорговлей с размахом. Было создано акционерное общество, которое возглавил один из представителей королевской фамилии, а затем бурно строился флот. Кстати, в протестантской вере бизнес и святость переплетались, поэтому среди кораблей, перевозивших рабов, были суда с характерными названиями: «Иисус» и «Иоанн Креститель».
Если вести бизнес, то по-крупному, поэтому после очередной европейской войны англичане добились монопольного права на поставку рабов в свои колонии и в колонии Испании и Португалии. Размах был впечатляющий: к одному только порту Ливерпуль были приписаны в 1792 г. 132 судна! А сколько было таких портов!
Историки считают, что всего было вывезено из Африки до 75 миллионов человек, но при этом в пути погибало до 80% будущих рабов из-за бесчеловечных условий. Д. Дивен, лектор Лондонской школы экономики, пишет прямо: «Рабство сыграло важнейшую роль в развитии как Британской империи, так и современной интегрированной мировой экономики».