Общности языка, религии и культуры недостаточно для политической и государственной общности. И это один из уроков славянской истории, полной локальных и масштабных войн русских против русских. Собственно говоря, русские тут вовсе не какое-то исключение из правил: один из законов Дарвина гласит, что конкуренция внутри одного вида животных всегда жестче чем конкуренция между разными видами.
Современной украинской элите не мешало бы задуматься над некоторыми аналогиями с временами, предшествующим уходу гетманства Богдана Хмельницкого от поляков к московитам. Движущей силой этих геополитических перемен было прагматичное стремление региональных элит сохранить и по возможности преумножить свои привилегии в поисках меньшего из зол.
В конце XV века папский престол инициировал процессы переговоров польск их католических иерархов с православными епископами и вельможами на территории Речи Посполитой о выходе из-под влияния Константинопольского патриарха. В итоге в 1596 году была заключена Бресткая уния, в соответствии с концепцией которой православные Речи Посполитой должны были постепенно переходить в униатскую церковь, признавая главенство папы римского и католические догматы при сохранении православных обрядов. Однако на бытовом уровне этот тренд религиозной жизни усилил дискриминацию неполяков, даже перешедших в католичество. Часть местной элиты осознала, что в Речи Посполитой они всегда будут обречены оставаться подданными второго-третьего сорта, а в православной Московии для них был некоторый шанс повысить свой социальный статус за счет образовательной экспансии в религиозно-государственных кругах.
Шансов получения сколько-нибудь продолжительного суверенитета у православных Речи Посполитой, зажатых между тремя военно-политическими гегемонами (если считать еще и Крымское ханство) не было. Как не было такого шанса у украинцев в период между развалами Российской империи и Советского союза. Да и сейчас реального суверенитета у Украины быть не может, поскольку "самостийная" управляется из американского посольства.
Русь (и так называемый Русский мир) – не столько про этническую или культурную близость, сколько про то, кто сюзерен, которому подчиняться. Русь - это не сугубо российская этимология, поскольку одновременно существовали, враждуя и Московская Русь, и Литовская Русь. Много веков православные Московии и Речи Посполитой не видели между собой почти ничего общего. Представления о какой-то близости населения по обе стороны посполито-московской границы напрочь отсутствовали и в Смутное время (начало XVII века). В Польском королевстве и Великом княжестве Литовском местное население называли русинами. А в Московии жителей православных воеводств Речи Посполитой звали литовцами или черкасами и поначалу воспринимали враждебно, помня об участи черкасов в Смуте. Доходило до того, что православных из Литвы и Польши, переходивших на русскую службу, заставляли заново креститься.
Концепцию о народном единстве православных восточных славян Речи Посполитой и Московии, придумали на «украинской» стороне в середине XVII века, чтобы было проще пробиться на высокие посты в Москве. Сначала начинается экспансия идей и людей из Киева в московское духовенство. Киево-Могилянская коллегия становится окном в большой мир для склонной к самоизоляции Московии. Чтобы войти в московскую элиту и окружение царя Алексея Михайловича образованные выходцы из Киева создают Славяно-греко-латинскую академию, ставшее первым высшим учебным заведением в России.
Термин «хохол» появляется в Московии в начале XVII в. как обозначение облика представителя враждебной католической веры и лишь позднее, по мере роста контактов с Запорожьем потерял окраску религиозной идентификации. А термин «украинец» - он вовсе не самобытного (украинского) происхождения. Тут нужно украинцам нужно воздавать исторические почести … полякам и литовцам. В XV—XVI веках в книгах канцелярии великих князей литовских пограничные со степью территории называются украинами, а местные жители — украинниками или людьми украинными.
Термин же «малороссы», который нынешние укропатриоты трактуют как оскорбление нации, в российском государственном делопроизводстве начал употребляться по инициативе бывшего ректора Киевской академии Феофана Прокоповича, входившего в окружение Петра I, символ лояльности «украинцев» российскому империи после победы 1709 года под Полтавой над войсками Карла XII и Мазепы. Как сокрушался известный персонаж из фильма «Свадьба в Малиновке»: «Опять власть меняется…»
И так, похоже, на Украине будет вечно. Страна уж такая несамодостаточная с вечно юно-неоперившейся государственностью , что вечно чья-то к кому-то примыкающая (порой до пресмыкательности) окраина...