Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три остросюжетных триллера 2020

Оглавление

В сегодняшнюю подборку попала пара весьма тяжелых фильмов - это не умаляет их драматических заслуг, атмосферы и хорошей актёрской игры. Просто будьте готовы, что настроение может немного просесть - приступайте к просмотру с запасом энергии и жизнелюбия.

Святая Мод

shot from "Saint Maud"/2019/Rose Glass/Escape Plan Productions, Film4, BFI Film Fund/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Saint Maud"/2019/Rose Glass/Escape Plan Productions, Film4, BFI Film Fund/Источник - kinopoisk.ru

Чтобы избежать недопониманий, сразу скажу, что в нашем прокате фильм выйдет, по традиции, с невнятным и не мотивирующим к просмотру названием "Спасительница". Поэтому искать фильм стоит именно по этому имени. Фильм был впервые представлен в секции "Ночного безумия" на фестивале в Торонто, у нас остался без проката в театрах, но в скором времени грядёт цифровой релиз.

Британский авторский хоррор от Роуз Гласс, снимавшей прежде лишь в формате короткого метра, является весьма самобытным фильмом с хорошей драматической конструкцией и отличной игрой двух актрис. "Святая Мод" номинирована также на премию BAFTA в этом году в категории "Лучший британский фильм".

shot from "Saint Maud"/2019/Rose Glass/Escape Plan Productions, Film4, BFI Film Fund/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Saint Maud"/2019/Rose Glass/Escape Plan Productions, Film4, BFI Film Fund/Источник - kinopoisk.ru

Сюжет повествует о девушке Мод, которая выбрала для себя весьма непростую стезю - работу сиделкой для умирающих и тяжелобольных. Единственной отдушиной, а кроме того - знаменем, которое несёт Мод и которое оправдывает её выбор профессии является весьма акцентуированная набожность. Общение с Богом заменяет Мод компании друзей, помогает найти путь и смысл.

Тем временем, очередной подопечной девушки становится смертельно больная раком Аманда - в прошлом известная балерина, привыкшая к светской и богемной жизни. Конечно, аскетичная жизнь с диетами, медикаментами, ограничениями и потерей способности ходить даётся Аманде нелегко. Её бросает из стороны в сторону, она выпивает, но в какой-то момент Мод оказывается рядом в момент экзистенциальных метаний, и, конечно, у Мод есть ответ и есть выход. Аманда имеет неосторожность назвать Мод "спасительницей", что вызывает в Мод невероятный отклик - ей кажется, что её предназначение, наконец, исполняется. Однако, скоро Аманде, как особе ветренной, эта идея надоедает, она закатывает вечеринку, а Мод, попытавшаяся выступить против некоторых аспектов жизни Аманды, оказывается уволенной.

Здесь начинается тёмный час, час перед рассветом - Мод бросает во все тяжкие, она сдаётся, но ненадолго, лишь на время, чтобы вскоре увидеть свет. Вот только что за свет это будет?

shot from "Saint Maud"/2019/Rose Glass/Escape Plan Productions, Film4, BFI Film Fund/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Saint Maud"/2019/Rose Glass/Escape Plan Productions, Film4, BFI Film Fund/Источник - kinopoisk.ru

Фильм нельзя назвать классическим фильмом ужасов, но это именно фильм ужасов. Кроме жуткой атмосферы и глубоких размышлений на весьма щепетильную тему религии, фильм предлагает отличную игру Морфидд Кларк и Дженнифер Эль, а также отличный драматический конфликт между ними с жуткой концовкой, не лишенной своеобразного твиста. Фильм по какой-то малопонятной причине сравнивают с "Керри" - однако, механика сублимации, сработавшая в магическом мире Кинга вполне чёткой наружной агрессией, здесь работает по совершенно иным законам - по законам реального мира. Уровень внутреннего конфликта проработан весьма достоверно. Жуткие размышления и видения скорее можно сравнить с жуткими и тревожными сценами из Бессоновской постановки "Жанны Дарк". Также не совсем обоснованы претензии к авторам в плане их "негативного отношения к религии" - ведь речь идёт о конкретном человеке с конкретными когнитивными искажениями. "Святая Мод" - это достаточно редкий случай, когда режиссёр ещё недостаточно уходит в большие проекты или соотносится с какими-то тенденциями, а рассказывает очень старорежимную историю о внутреннем конфликте, весьма самобытную, мрачную и тягучую.

Утраченный дом

shot from "The Occupant"/2020/David Pastor, Àlex Pastor/Nostromo Pictures/Источник - heavenofhorror.com
shot from "The Occupant"/2020/David Pastor, Àlex Pastor/Nostromo Pictures/Источник - heavenofhorror.com

Испанские триллеры в последнее время заняли особую нишу в сердцах зрителей, в основном, за счёт работ Паоло. Это фильмы, не лишенные какого-то обаяния, с какой-то очень интеллигентной подачей и таким же примерно разворотом сюжета - возьмите, хоть "Невидимого гостя", поворот в финале там какой-то эмоциональный и скорее похож на Голливудскую классику, чем на твисты фильмов Джеймса Вана и последователей.

Сегодняшний представитель солнечной страны, которая почему-то благодаря местным режиссерам кажется мрачной и холодной, отличается от них. Нет, он тоже весьма умный и медленный, но куда более яростный, позволяющий себе задевать весьма нелицеприятные темы и не предлагающий концовки, которая ставила бы всё с ног на голову. "Утраченный дом" скорее похож на сцену разлагающегося фрукта из картины Гринуэя "Зед и два нуля". Вот только разложение здесь моральное, но от этого не менее тошнотворное.

shot from "The Occupant"/2020/David Pastor, Àlex Pastor/Nostromo Pictures/Источник - libertaddigital.com
shot from "The Occupant"/2020/David Pastor, Àlex Pastor/Nostromo Pictures/Источник - libertaddigital.com

Объектом пристального внимания нового триллера от создателей сериала "Голова" станет персонаж по имени Хавьер, который, в свою очередь, избирает объектом своего внимания собственный прекрасный дом в дорогом районе, который герой, в силу финансовых затруднений, вынужден сдавать, поселившись с семьей в небольшой квартире в бедном квартале. Мы сталкиваемся с миром проблем Хавьера, бывшего когда-то весьма успешным рекламщиком, но потерявшим остроту и нюх к современным трендам - стартовые кадры демонстрируют собеседование, которое Хавьер проваливает. Сын героя учится в платной школе, которая скоро станет не по карману, как и дорогая машина, которую приходится выставить на продажу, и горничная, которой приходится сказать "прощай". Горничная бросает в Хавьера ключами - та-дам - от той самой фешенебельной квартиры, и герой, вместо поиска решения проблем, погружается в мир чужой семьи.

Посетив несколько раз своё бывшее жилище, Хавьер не успокаивается - он собирает информацию о новых жильцах, знакомится с главой семьи - преуспевающим с виду Томом, который посещает встречи клуба анонимных алкоголиков. Том кажется Хавьеру счастливчиком, не заслуживающим семьи, дома и работы, которую он имеет, и даже когда Том предстаёт перед ним простым человеком со своими проблемами, и мы узнаем правду о нём, Хавьер не останавливается. Он втирается в доверие, продолжая подрывать авторитет Тома и разрушать его жизнь, будто считает его виновным в собственных неудачах.

shot from "The Occupant"/2020/David Pastor, Àlex Pastor/Nostromo Pictures/Источник - filasiete.com
shot from "The Occupant"/2020/David Pastor, Àlex Pastor/Nostromo Pictures/Источник - filasiete.com

Как часто бывает, что мы, не желая решать собственных проблем, цепляемся за других, пытаемся жить чужой жизнью, или не замечая своих недостатков, рисуем окружающих в черном свете. Хавьер не желал двигаться к новой жизни, искать выход, он не смог смириться с потерей дома - его навязчивой идеей стало возвращение в прежний мир, в дом, который он считал по праву своим. Порой такие желания сводят нас с ума, мы не хотим принимать реальность, а всё время смотрим назад, туда, куда нельзя вернуться. Впрочем, нет ничего невозможного, если ты готов зайти также далеко, как герой "Утраченного дома".

Как я уже сказал, фильм не предлагает эффектных разворотов на 192 градуса, это мрачный психологический триллер с хорошими персонажами и актерами и грамотной сентенцией. Будьте готовы к весьма жёстким моментам в повествовании, запаситесь энергией, и не теряйте себя.

Параллель

shot from "Parallel"/2018/Isaac Ezban/BRON Studios, Creative Wealth Media Finance, The Realm Films/Источник - canal-midi.info
shot from "Parallel"/2018/Isaac Ezban/BRON Studios, Creative Wealth Media Finance, The Realm Films/Источник - canal-midi.info

А вот и ещё одна возможность потерять себя, благо придумано их предостаточно. Но эта отличается научно-фантастической подоплекой, с большим перекосом в фантастическую. Если вы смотрели сериал "Девс" (он же "Разрабы"/"Программисты"), то наверняка оценили мощь идеи о создании симуляции и научную обоснованность темы, замешанную на теорию мультиверса. Хотя мультивселенная, с научной точки зрения, не подразумевает реального существования бесчисленных параллельных миров, а работает немного иначе - фантастика использует именно такую "магическую" интерпретацию, и создаёт россыпь миров в наличии и в ассортименте.

Главные герои "Параллели" - четверо молодых, в меру амбициозных, но не особенно успешных создателей и продавцов программного обеспечения - находят в потайной части дома старое зеркало. Да, зеркала и мультивселенная -вместе вкуснее. Зеркала манят людей давно, и мысль о том, что зеркало - это больше, чем отражающая поверхность, не выходит из голов. В общем, как вы уже поняли, зеркало оказывается порталом, но не в прошлое, и не в мир шляпника и Шалтай-Болтая, а в параллельные миры. Авторы фильма сильно не заморачиваются с научной подоплекой, и зрителя тоже сильно не грузят, а просто предлагают принять как есть правила - герои каждый раз оказываются в том же доме, но в параллельном измерении, каждый раз в новом. Во избежание коллапса, который придумал, кажется доктор Браун из "Назад в будущее", то есть, чтобы не встретить самого себя, герои пользуются прилагающимся к зеркалу перископом, позволяющим оценить ситуацию "по ту сторону".

shot from "Parallel"/2018/Isaac Ezban/BRON Studios, Creative Wealth Media Finance, The Realm Films/Источник - cadetta.ru
shot from "Parallel"/2018/Isaac Ezban/BRON Studios, Creative Wealth Media Finance, The Realm Films/Источник - cadetta.ru

Поначалу четверо друзей, среди которых одна девушка, пользуются новым "девайсом" чтобы закончить в срок работу и не завалить проект - им это успешно удаётся, благодаря ещё одной механике - пока в параллельном мире проходит день, в реальности проходит пара минут. Потом, как в любой сказке, герои хотят больше, и им вовремя не подворачивается таблеток от жадности. После типовых кадров развлекаловки с всевозможными благами, герои начинают играть по крупному - воровство денег у собственных копий в других мирах сменяется затариванием идеями и прототипами разработок, которые где-то уже придумали, и которые можно очень дорого продать в реальном мире.

Особенно в этом преуспевает Ноэль, который становится подозрительно неутомимым и работоспособным. Его бывшая девушка Лина тоже воплощает мечту стать художником, воруя идеи для картин. А вот Девин, тайно влюбленный в Лину одержим идеей найти мир, в котором его отец не покончил с собой. Всё идёт к коллапсу, но идёт вполне мирно, пока четвёртый член экипажа путешествий по мирам, Джош, не погибает трагической смертью. Решение втащить в реальность Джоша из другого мира оказывается весьма спорной - парень чувствует, что что-то не так. А Ноэль тем временем переходит все границы, и Лина, начавшая приходит в себя вместе с Девином понимают, что Ноэль не остановится ни перед чем.

shot from "Parallel"/2018/Isaac Ezban/BRON Studios, Creative Wealth Media Finance, The Realm Films/Источник - cadetta.ru
shot from "Parallel"/2018/Isaac Ezban/BRON Studios, Creative Wealth Media Finance, The Realm Films/Источник - cadetta.ru

Как я уже сказал, фильм не предполагает серьезной научной канвы, и это и хорошо и плохо. Плохо, потому что некоторые темы не проработаны и возможности создать более гиковское кино упущены. Хорошо, потому что "Параллель" получилась хорошим остросюжетным фантастическим триллером для просмотра вдвоём или в компании - есть что обсудить, есть о чём поспорить или пофантазировать. Неплохой микс из "Слайдеров", "Эффекта бабочки" и "Связи" без сюжетных твистов (их заменяет механика), с неплохими актерами и несколько спорными решениями вроде обозначения "потусторонних" персонажей специальным цветовым фильтром.

Ещё в Телеужин:

Самые ожидаемые триллеры 2021 - читайте тут

Список претендентов на Оскар за лучший фильм 2020 здесь

Наш special по музыке в фильмах хоррор - часть 1, часть 2

Лучшие триллеры попавшие в ТОП250 Кинопоиска - первая и вторая часть

Три новых триллера с интересным сюжетом тут