В сегодняшнюю подборку попала пара весьма тяжелых фильмов - это не умаляет их драматических заслуг, атмосферы и хорошей актёрской игры. Просто будьте готовы, что настроение может немного просесть - приступайте к просмотру с запасом энергии и жизнелюбия.
Святая Мод
Чтобы избежать недопониманий, сразу скажу, что в нашем прокате фильм выйдет, по традиции, с невнятным и не мотивирующим к просмотру названием "Спасительница". Поэтому искать фильм стоит именно по этому имени. Фильм был впервые представлен в секции "Ночного безумия" на фестивале в Торонто, у нас остался без проката в театрах, но в скором времени грядёт цифровой релиз.
Британский авторский хоррор от Роуз Гласс, снимавшей прежде лишь в формате короткого метра, является весьма самобытным фильмом с хорошей драматической конструкцией и отличной игрой двух актрис. "Святая Мод" номинирована также на премию BAFTA в этом году в категории "Лучший британский фильм".
Сюжет повествует о девушке Мод, которая выбрала для себя весьма непростую стезю - работу сиделкой для умирающих и тяжелобольных. Единственной отдушиной, а кроме того - знаменем, которое несёт Мод и которое оправдывает её выбор профессии является весьма акцентуированная набожность. Общение с Богом заменяет Мод компании друзей, помогает найти путь и смысл.
Тем временем, очередной подопечной девушки становится смертельно больная раком Аманда - в прошлом известная балерина, привыкшая к светской и богемной жизни. Конечно, аскетичная жизнь с диетами, медикаментами, ограничениями и потерей способности ходить даётся Аманде нелегко. Её бросает из стороны в сторону, она выпивает, но в какой-то момент Мод оказывается рядом в момент экзистенциальных метаний, и, конечно, у Мод есть ответ и есть выход. Аманда имеет неосторожность назвать Мод "спасительницей", что вызывает в Мод невероятный отклик - ей кажется, что её предназначение, наконец, исполняется. Однако, скоро Аманде, как особе ветренной, эта идея надоедает, она закатывает вечеринку, а Мод, попытавшаяся выступить против некоторых аспектов жизни Аманды, оказывается уволенной.
Здесь начинается тёмный час, час перед рассветом - Мод бросает во все тяжкие, она сдаётся, но ненадолго, лишь на время, чтобы вскоре увидеть свет. Вот только что за свет это будет?
Фильм нельзя назвать классическим фильмом ужасов, но это именно фильм ужасов. Кроме жуткой атмосферы и глубоких размышлений на весьма щепетильную тему религии, фильм предлагает отличную игру Морфидд Кларк и Дженнифер Эль, а также отличный драматический конфликт между ними с жуткой концовкой, не лишенной своеобразного твиста. Фильм по какой-то малопонятной причине сравнивают с "Керри" - однако, механика сублимации, сработавшая в магическом мире Кинга вполне чёткой наружной агрессией, здесь работает по совершенно иным законам - по законам реального мира. Уровень внутреннего конфликта проработан весьма достоверно. Жуткие размышления и видения скорее можно сравнить с жуткими и тревожными сценами из Бессоновской постановки "Жанны Дарк". Также не совсем обоснованы претензии к авторам в плане их "негативного отношения к религии" - ведь речь идёт о конкретном человеке с конкретными когнитивными искажениями. "Святая Мод" - это достаточно редкий случай, когда режиссёр ещё недостаточно уходит в большие проекты или соотносится с какими-то тенденциями, а рассказывает очень старорежимную историю о внутреннем конфликте, весьма самобытную, мрачную и тягучую.
Утраченный дом
Испанские триллеры в последнее время заняли особую нишу в сердцах зрителей, в основном, за счёт работ Паоло. Это фильмы, не лишенные какого-то обаяния, с какой-то очень интеллигентной подачей и таким же примерно разворотом сюжета - возьмите, хоть "Невидимого гостя", поворот в финале там какой-то эмоциональный и скорее похож на Голливудскую классику, чем на твисты фильмов Джеймса Вана и последователей.
Сегодняшний представитель солнечной страны, которая почему-то благодаря местным режиссерам кажется мрачной и холодной, отличается от них. Нет, он тоже весьма умный и медленный, но куда более яростный, позволяющий себе задевать весьма нелицеприятные темы и не предлагающий концовки, которая ставила бы всё с ног на голову. "Утраченный дом" скорее похож на сцену разлагающегося фрукта из картины Гринуэя "Зед и два нуля". Вот только разложение здесь моральное, но от этого не менее тошнотворное.
Объектом пристального внимания нового триллера от создателей сериала "Голова" станет персонаж по имени Хавьер, который, в свою очередь, избирает объектом своего внимания собственный прекрасный дом в дорогом районе, который герой, в силу финансовых затруднений, вынужден сдавать, поселившись с семьей в небольшой квартире в бедном квартале. Мы сталкиваемся с миром проблем Хавьера, бывшего когда-то весьма успешным рекламщиком, но потерявшим остроту и нюх к современным трендам - стартовые кадры демонстрируют собеседование, которое Хавьер проваливает. Сын героя учится в платной школе, которая скоро станет не по карману, как и дорогая машина, которую приходится выставить на продажу, и горничная, которой приходится сказать "прощай". Горничная бросает в Хавьера ключами - та-дам - от той самой фешенебельной квартиры, и герой, вместо поиска решения проблем, погружается в мир чужой семьи.
Посетив несколько раз своё бывшее жилище, Хавьер не успокаивается - он собирает информацию о новых жильцах, знакомится с главой семьи - преуспевающим с виду Томом, который посещает встречи клуба анонимных алкоголиков. Том кажется Хавьеру счастливчиком, не заслуживающим семьи, дома и работы, которую он имеет, и даже когда Том предстаёт перед ним простым человеком со своими проблемами, и мы узнаем правду о нём, Хавьер не останавливается. Он втирается в доверие, продолжая подрывать авторитет Тома и разрушать его жизнь, будто считает его виновным в собственных неудачах.
Как часто бывает, что мы, не желая решать собственных проблем, цепляемся за других, пытаемся жить чужой жизнью, или не замечая своих недостатков, рисуем окружающих в черном свете. Хавьер не желал двигаться к новой жизни, искать выход, он не смог смириться с потерей дома - его навязчивой идеей стало возвращение в прежний мир, в дом, который он считал по праву своим. Порой такие желания сводят нас с ума, мы не хотим принимать реальность, а всё время смотрим назад, туда, куда нельзя вернуться. Впрочем, нет ничего невозможного, если ты готов зайти также далеко, как герой "Утраченного дома".
Как я уже сказал, фильм не предлагает эффектных разворотов на 192 градуса, это мрачный психологический триллер с хорошими персонажами и актерами и грамотной сентенцией. Будьте готовы к весьма жёстким моментам в повествовании, запаситесь энергией, и не теряйте себя.
Параллель
А вот и ещё одна возможность потерять себя, благо придумано их предостаточно. Но эта отличается научно-фантастической подоплекой, с большим перекосом в фантастическую. Если вы смотрели сериал "Девс" (он же "Разрабы"/"Программисты"), то наверняка оценили мощь идеи о создании симуляции и научную обоснованность темы, замешанную на теорию мультиверса. Хотя мультивселенная, с научной точки зрения, не подразумевает реального существования бесчисленных параллельных миров, а работает немного иначе - фантастика использует именно такую "магическую" интерпретацию, и создаёт россыпь миров в наличии и в ассортименте.
Главные герои "Параллели" - четверо молодых, в меру амбициозных, но не особенно успешных создателей и продавцов программного обеспечения - находят в потайной части дома старое зеркало. Да, зеркала и мультивселенная -вместе вкуснее. Зеркала манят людей давно, и мысль о том, что зеркало - это больше, чем отражающая поверхность, не выходит из голов. В общем, как вы уже поняли, зеркало оказывается порталом, но не в прошлое, и не в мир шляпника и Шалтай-Болтая, а в параллельные миры. Авторы фильма сильно не заморачиваются с научной подоплекой, и зрителя тоже сильно не грузят, а просто предлагают принять как есть правила - герои каждый раз оказываются в том же доме, но в параллельном измерении, каждый раз в новом. Во избежание коллапса, который придумал, кажется доктор Браун из "Назад в будущее", то есть, чтобы не встретить самого себя, герои пользуются прилагающимся к зеркалу перископом, позволяющим оценить ситуацию "по ту сторону".
Поначалу четверо друзей, среди которых одна девушка, пользуются новым "девайсом" чтобы закончить в срок работу и не завалить проект - им это успешно удаётся, благодаря ещё одной механике - пока в параллельном мире проходит день, в реальности проходит пара минут. Потом, как в любой сказке, герои хотят больше, и им вовремя не подворачивается таблеток от жадности. После типовых кадров развлекаловки с всевозможными благами, герои начинают играть по крупному - воровство денег у собственных копий в других мирах сменяется затариванием идеями и прототипами разработок, которые где-то уже придумали, и которые можно очень дорого продать в реальном мире.
Особенно в этом преуспевает Ноэль, который становится подозрительно неутомимым и работоспособным. Его бывшая девушка Лина тоже воплощает мечту стать художником, воруя идеи для картин. А вот Девин, тайно влюбленный в Лину одержим идеей найти мир, в котором его отец не покончил с собой. Всё идёт к коллапсу, но идёт вполне мирно, пока четвёртый член экипажа путешествий по мирам, Джош, не погибает трагической смертью. Решение втащить в реальность Джоша из другого мира оказывается весьма спорной - парень чувствует, что что-то не так. А Ноэль тем временем переходит все границы, и Лина, начавшая приходит в себя вместе с Девином понимают, что Ноэль не остановится ни перед чем.
Как я уже сказал, фильм не предполагает серьезной научной канвы, и это и хорошо и плохо. Плохо, потому что некоторые темы не проработаны и возможности создать более гиковское кино упущены. Хорошо, потому что "Параллель" получилась хорошим остросюжетным фантастическим триллером для просмотра вдвоём или в компании - есть что обсудить, есть о чём поспорить или пофантазировать. Неплохой микс из "Слайдеров", "Эффекта бабочки" и "Связи" без сюжетных твистов (их заменяет механика), с неплохими актерами и несколько спорными решениями вроде обозначения "потусторонних" персонажей специальным цветовым фильтром.
Ещё в Телеужин:
Самые ожидаемые триллеры 2021 - читайте тут
Список претендентов на Оскар за лучший фильм 2020 здесь
Наш special по музыке в фильмах хоррор - часть 1, часть 2
Лучшие триллеры попавшие в ТОП250 Кинопоиска - первая и вторая часть
Три новых триллера с интересным сюжетом тут