Если Вы не знаете, что такое пейзажный парк и чем он отличается от регулярного, то приезжайте в Павловск.
Потому что где как не в царской загородной резиденции лучшие архитекторы страны могут воплощать, не стесняясь в средствах, «последние тренды» европейского ландшафтного дизайна?
Павловск – это, я бы сказала, своеобразный живой учебник под открытым небом, многокилометровая иллюстрация того, как архитекторы 18-19 веков представляли себе взаимодействие Природы и Человека и как это представление выражали художественными средствами в ландшафте.
Созданный как имение наследника престола Павла I, Павловск стал своеобразной витриной всего самого роскошного и впечатляющего, чем мог похвастаться русский императорский дом перед зарубежными конкурентами.
Особенно в том, что касается ландшафтного дизайна. Оно и понятно – в загородной усадьбе есть где «разойтись» творческой мысли в прямом и переносном смысле этого слова.
В противоположность классическому регулярному парку – понятному и привычному, с его идеальной симметрией, четкой геометрией и строгим ритмом, пейзажный парк кажется метафизическим погружением в глубины - человеческого сознания, мыслей, чувств...
Природа и рукотворные объекты (павильоны, статуи, ограды, вазы, мосты) здесь настолько слиты, сплавлены в единое целое, что непосвященным может казаться, что «так оно и было».
А что - разве не было здесь всегда этих цветущих полей, покрытых разноцветным калейдоскопом из одуванчиков, колокольчиков и клевера?
Или извилистых дорожек, над которыми висит в теплые майские сумерки дурманящий аромат сирени?
И эти руины, заросшие лопухами – неужели они здесь не с античных времен? Кажется, они вечны и неизменны с сотворения мира.
Однако «естественный» рай, в котором так вольготно чувствуют себя и Человек, и Природа – рукотворен.
У него есть создатель. Вернее, создатели, так как архитекторов была целая плеяда – Ч. Камерон, В. Бренна, К. Росси, А. Воронихин и др.
Не говоря уже о сотнях русских крепостных, прорубавших в заболоченных лесах долины реки Славянки гигантские просеки, насыпавших холмы, надрывавшихся на укладке неподъемных камней в мостах и павильонах.
Эфемерная, обманчивая легкость. Полет духа, созданный потом и кровью. Но он, этот мир гармонии и красоты, живет в веках (проверено каждым из нас!), а значит, труд и жертвы создателей парка в Павловске не напрасны.
И лучший способ воздать благодарность каждому из них – тихо и неторопливо прогуляться по дорожкам парка, который, как утверждают сегодня его хранители, является крупнейшим (из пейзажных) в Европе.
Представьте себе, что на дворе – искрящийся солнцем майский полдень, Вы никуда не спешите, и ничто не мешает Вам обойти парк целиком и облазить все его укромные уголки. Идите за мной, и я покажу Вам мои самые любимые места...
Античные кентавры из эпоксидной смолы
Мост Кентавров для меня – визитная карточка Павловского парка.
Идея украсить мост этими мифическими существами принадлежала Павлу I и его жене Марии Федоровне.
На супругов произвели большое впечатление статуи Кентавров, увиденные в Капитолии во время итальянского путешествия, и они решили украсить мост их гипсовыми копиями.
Вскоре гипсовые копии были заменены на мраморные, которые простояли почти полтора века, до Великой Отечественной Войны.
После войны с пострадавших от снарядов статуй были сделаны копии из эпоксидной смолы. А подлинные мраморные Кентавры сегодня находятся на реставрации.
Мост Висконтиев
Одно из красивейших мест в парке, напоминающее, скорее, какой-нибудь европейский пейзаж, нежели вид на разлив реки Славянки.
Огромные, но при этом необыкновенно изящные каменные вазы, львиные головы на замковом камне и широкая водная гладь, где отражается все это архитектурное великолепие.
Стражи Итальянской лестницы
Облик лестницы – явная отсылка к итальянской архитектуре.
Два чугунных льва снизу воплощают собой строгих стражей порядка – звериный оскал, позы, готовые к прыжку.
Их собратья из белого мрамора на верхней площадке вполне мирные и безобидные. Они уже не охраняют, а наоборот, тепло и радушно встречают гостей.
Таким образом архитектор Бренна наполнил окружающий пейзаж символикой и внутренней драматургией.
Вид, открывающийся с верхней площадки лестницы, драматичен и сам по себе – водная гладь реки Славянки, широкие луга с как бы «случайно» выросшими на них деревьями (такие в ландшафтной архитектуре называются «солитерами») и подлинная жемчужина – храм Дружбы.
Храм Дружбы - гармония Архитектуры и Природы
Расположенная на полуострове в излучине Славянки, эта идеальных пропорций ротонда с кольцом из 16 дорических колонн предназначалась для проведения обедов и концертов.
Для «обеспечения питания» рядом была построена Кухня-руина, но она, к сожалению, до наших дней не дошла.
Храм Дружбы - одна из первых построек в России Чарльза Камерона, которого вскоре будут называть придворным архитектором Екатерины II .
Павильон, собственно, и был посвящен Екатерине II .
Все внутри было так или иначе связано с императрицей - статуи в разных мифологических образах (то Минерва, то Церера), медальоны-барельефы («Щедрость», «Справедливость» и т.п.), лепной фриз в греческом стиле с символами дружбы, славы и почета.
Чугунный мост у Храма Дружбы
Изначально мост был каменный, украшенный львами-сфинксами, но он со временем обветшал и на его месте вырос новый, чугунный, отлитый на Александровском заводе.
Его изюминка, мне кажется, не столько вазоны по углам, сколько настил из чугунных плит и решетка.
Пиль-башня - мельница с секретом
Пиль – потому что внешне этот павильон для отдыха имитирует пильную мельницу. «Пасторальные» строения были на пике моды в те времена, и вид на пиль-башню был излюбленным сюжетом художников.
Их можно понять – живописная соломенная крыша, стены, расписанные «под руины», крошечная лесенка на второй этаж. Павильон, и правда, необыкновенно уютный, камерный и какой-то по-европейски средневековый.
Некоторое время пейзаж дополняла самая настоящая водяная мельница, но ее вскоре разобрали и построили на этом месте Пильбашенный мост.
Внутри внешняя простота и непритязательность чудесным образом превращалась в поистине царскую роскошь.
На втором этаже располагался салон с мраморным камином, диванами, обитыми дорогим шелком, и стенами, расписанными на любовные темы.
Турецкая беседка. Или все-таки мальтийская?
Не проходите мимо. Вид, я понимаю, ординарный и ничем не примечательный.
На первый взгляд даже кажется, что хранители парка просто понаставили вазонов вокруг какой-то клумбы, и все.
На самом деле это место связано с мальтийской линией судьбы императора Павла I .
В 1799 году в Павловске праздновали день Иоанна Иерусалимского (Павел I был Великим магистром Мальтийского ордена имени этого святого.)
Для того, чтобы императорская семья могла с удобством наблюдать за сожжением костров во время празднества, была сооружена палатка. Ее назвали турецкой, хотя мне кажется, что с учетом происходивших событий логичнее было бы назвать ее мальтийской.
Стены и потолок этого временного сооружения были деревянными, окрашенными в белые и голубые полосы (догадываетесь, почему так?) Под крышей был небольшой купол, увенчанный двуглавым орлом в венке.
Через полтора десятка лет палатку разобрали и на ее месте построили беседку. Она была обсажена липами и акацией и окружена 16 чугунными вазонами. Беседка до наших дней не сохранилась, а деревья и вазоны, как видите, на месте.
📌 Продолжение прогулки здесь - «Царство Флоры» под окнами дворца.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал ! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 «Дед на пне»: как жили старообрядцы, или дом-музей Арсения Морозова в Глухове
👉 «Дом Сытина»: островок деревянной Москвы, чудом уцелевший в пожаре 1812 года
👉 Он влюбился в ее голос и сделал предложение в тот же день: «принцесса Греза» Михаила Врубеля
#красивые места #что посмотреть в питере #пешком в историю #пешком по россии #прогулки по городу #путешествия во времени #красивые города россии #город золотой #тайны истории #путешествия