Найти тему

Бушует кровь, бушует пламя. Разбираем роман "Дурная кровь" Роберта Гэлбрейта

Отношение к женщинам, насилие, токсичность, остро-социальные и политические вопросы, разводы, смерть и даже дикпики. В этом романе есть всё, кроме того, за что все хотят ненавидеть Роулинг.

Давайте разбираться.

Серия книг Роберта Гэлбрейта о Корморане Страйк и Робин Элакотт. Части с 1 по 4
Серия книг Роберта Гэлбрейта о Корморане Страйк и Робин Элакотт. Части с 1 по 4

В 2013 году вышел первый роман Роберта Гэлбрейта под названием "Зов кукушки". Легенда гласила, что под этим именем пишет отставной военный, однако, тайна была раскрыта достаточно быстро и общественность узнала в Гэлбрейте Джоан Роулинг. Такой ход она сделала для того, чтобы уйти от шумихи вокруг своего имени и получать непредвзятые мнения о своих произведениях. Даже после раскрытия "секрета" Джоан решила оставить псевдоним, так как ей приятно иметь писательское альтер-эго. Даже если вся история была придумана только ради привлечения внимания, то у неё это получилось как всегда хорошо.

Главный герои серии: детектив Корморан Страйк, в прошлом военный, и Робин Элакотт, помощница-секретарь, в последствии ставшая полноценным партнёром в агентстве.

Актёр Том Берк в образе Корморана Страйка в сериале "Страйк", снятом по мотивам детективных романов.
Актёр Том Берк в образе Корморана Страйка в сериале "Страйк", снятом по мотивам детективных романов.

Страйк - крупный, высокий мужчина с протезом вместо одной ноги, которую он потерял во время военных действий, всегда хмурый и пропахший табаком.

Робин - высокая, стройная девушка с рыжими, почти клубничными волосами, имеет бэкграунд психфака и действительно получает удовольствие от своей работы.

По возвращении со службы Страйк решает открыть детективное агентство. Сначала дела шли не очень хорошо, но раскрытие дела Лулы Лэндри приносит ему известность, а не сходящее с газетных заголовков имя приводит всё больше новых клиентов.

Спустя несколько лет и череду удачно раскрытых дел, пока Страйк был гостил в другом городе у родственников, к нему подошла женщина и рассказала историю о своей матери. Она пропала в уже далёком 1974 году, без малого, сорок лет назад. И несмотря на то, что дело специфичное и "висячее", оно не выходило у Страйка из головы, поэтому его решили взять в работу.

С этого момента для Страйка и Робин начинается тяжёлый год. Мало того, что исчезновение той женщины, по имени Марго Бамборо, произошло сорок лет назад, дело опутали лозы не только времени, но и страхов, психоза, истрепавшихся воспоминаний и таинственных раскладов карт Таро. А нам остаётся следить, будут ли благоволить детективам звёзды.

Так за что мы любим книги Гэлбрейта? Ровно за то, за что любим романы Роулинг.

"Головоструйных Гидр, Китов, что рядом
На спинах держат океан, ужасен вид.
У Сколопендр броня сочится ядом.
Единорог страшит других своим нарядом -
Хвостов сплетением. Но злей всех Рыба,
Чьё имя Смерть..."
Эдмунд Спенсер. Королева Фей

Детали. Детективы Роулинг - это не просто ситуативное распутывание происшествия вместе с детективом, от которого не нужно ничего, кроме его навыков расследования. Это полноценные романы с детально прописанными героями, которые развиваются и проживают жизнь; сеттингом, который меняется и раскрывается в зависимости от текущего дела; бэкграундом - от десятков нитей, сплетающих всё и всех воедино, до реальных событий, происходящих вокруг и влияющих на реальность.

Лондон - такой же персонаж романов, как и все остальные. В каждой части мы видим разный город: от бедных районов до богемной сердцевины. Любовь Роулинг к Лондону видно сразу и как всегда - в продуманных мелочах: вплоть до описания дома с резными арками и кадушек для цветов, или точными описаниями улиц, интерьеров многочисленных пабов и каменной кладки перед старинным замком.

Помимо этого, персонажи всегда имеют голос. Особенности речи, диалекты, - всё сохраняется в зависимости от территории, места рождения или для полного описания героя. Вы обязательно встретите своеобразный кокни или шотландский говор.

Семейные перипетии Робин, болезни, ситуация с отцом Страйка , взаимоотношения с сотрудниками агентства, - всё это присутствует для того, чтобы показать сложную линию романа, в котором все люди живые, а не "пластиковые".

"Пока он мылся, в нём боролись два независимых друг от друга внутренних голоса. Один подталкивал его к самооправданию, похлопывал по спине и присуждал победу за те обрывки спора со студентами, которые удалось припомнить. Другой, подчиняясь врождённой честности Страйка, заставлял признать, что мгновенно вспыхнувшая в нём неприязнь к гостям Робин объяснялась их сходством с теми людьми, к которым неудержимо влекло его мать", - психологический факт, свидетельствующий о том, что произошедшее ранее влияет на текущий выбор человека, его неприязнь.

Роулинг проводит параллели между Робин и пропавшей Марго. Во время расследования сыщица всё больше узнаёт о личности исчезнувшей женщины, о её вкусах и взглядах, поэтому глубже проникается симпатией и, конечно, проявляет эмпатию и сравнивает с собой. В паре сцен Робин слушает любимый альбом Марго, анализируя слова песен и перекладывая их на реальные события. Также девушки в чём-то похожи друг на друга: обеим по 29 лет, у обеих - сложная семейная ситуация.

"Дурная кровь" действительно получилась более созерцательной, по сравнению даже с предыдущей книгой. Здесь большая часть действий происходит в тёплых гостиных за разговорами с пожилыми людьми. Однако, от этого роман стал более глубоким психологически и дал больше свободы для развития главных героев. А также, например, была возможность поговорить о попытке отсоединения Шотландии от Великобритании, о важности женщин и ценности семьи.

Как я уже говорил выше, в этом романе есть всё: насилие, токсичность, остро-социальные и политические вопросы, разводы, смерть и даже дикпики. И каждая тема всегда не в бровь, а в глаз. Это одновременно и налаживает связь с современным читателем, предлагая правильную оптику для текущих реалий, и даёт чёткую картину, с которой можно себя ассоциировать.

"Отсутствие Страйка совпало с ежемесячным оперативным собранием следственной бригады, которое Робин - самая младшая по возрасту, самая неопытная из всех следователей агентства и единственная среди них женщина - впервые проводила самостоятельно".

Одна из центральных тем романа - женщина: отношение к женщинам в обществе в разрезе времени, объективизация, проявление дискриминации на работе и в повседневности. Важно, что сама Роулинг является одной из самых влиятельных писательниц современности и транслирует женский взгляд на ситуацию, говоря через своих персонажей.

На примере самой Робин и её жизни, на примере пропавшей Марго или других людей, так или иначе связанных с расследованием, мы видим реальную историю нашего общества, в котором, к сожалению, присутствует безосновательное и бессовестное отношение к женщинам даже на бытовом уровне.

"Таит в неволе деву сей тиран.
Волшбе и чёрной магии обучен,
Её терзает сотней адских ран…
В глубоком подземелье день и ночь
Он умерщвляет плоть её и душу…"
Эдмунд Спенсер. Королева Фей

В романе мы видим постепенную трансформацию отношений между главными героями.

Страйка и Робин крепко связывает агентство и сыскная деятельность в целом. На этом поприще они, будучи совершенно разными по происхождению и жизненному опыту, нашли утешение друг в друге. Свободолюбивый и своенравный Страйк ценит не только вклад Робин в развитие их общего дела, но и безмерно ценит то, что Робин - "единственная женщина в его жизни, которая не пытается его изменить". А Робин, в свою очередь, ценит Корморана не только за то, что он увидел и помог ей раскрыть потенциал сыщицы, но и является единственным мужчиной в её жизни, который не делает её обязанной и не видит в ней сексуальный объект.

"А Страйк между тем отметил, что прежде Робин не называла его по фамилии, когда злилась. Как ни парадоксально, это прозвучало теплее, чем обращении по имени. Ему понравилось".

И, конечно, упоминая современную оптику, мы подходим к вопросам новой этики. Именно на базе таких вопросов вокруг Роулинг разгораются пожары, а заголовки всевозможных изданий пестрят новостями об "отмене".

В "Дурной крови" Роулинг объективно и аккуратно критикует современный мир, говоря через героев, что реальность отличается от некоторых представлений. Важно то, что она говорит о несостоятельности не цели, а средств её достижения. И это - разумное альтернативное мнение.

"Безусловно, ни одному из студентов не доводилось сталкиваться с такой мерзостью, как ей, - не только в тот раз, под тёмной лестницей общежития, но и за время совместной работы со Страйком: она видела избитых женщин, изнасилованных девушек, мёртвые тела. Эти ребята не хотели слушать рассказы Страйка: зачем? Ведь куда удобнее верить, что стоит только сменить язык - и мир изменится сам", - критика новой этики.

Так где бушует пламя в этот раз?

-3

Незадолго до выхода пятой книги о Корморане Страйке в сети снова разгорелся скандал по поводу высказываний Роулинг в отношении транс-персон. Началась откровенная травля писательницы в ответ на её якобы трансфобный твит:

"Одевайтесь как вам угодно. Именуйте себя как вам вздумается. Спите с любым взрослым человеком, которому будет охота. Живите своей лучшей жизнью, в мире и безопасности. Но выгнать женщину с работы за утверждение, что пол существует? #ЯВместеСМайей #ЭтоНеУчения".

Писательница встала на защиту женщины, Майи Форстейтер, с которой не продлили контракт в аналитическом институте из-за её неоднократных высказываний о том, что транс-женщины - это мужчины.

Конечно, тема очень важная и сложная. К сожалению, большинство людей не хочет разбираться в ситуации и спешит обвинять человека в ответ, даже если тот даже и не пытался кого-то оскорбить. Да и для каждой ситуации есть свой контекст.

После данных событий Роулинг объясняла общественности своё отношение к транс-персонам, проводя черту между тем, что считать "ненавистью" и "мнением". Она выказывала беспокойство по поводу нового транс-активизма, практики перехода детей, не достигших определённого возраста, из-за препаратов, которые им необходимо принимать, а также - из-за того, что дети не всегда до конца осознают важность своего решения.

В своём эссе "TERF wars" она подробно ответила на обвинения в почти 21000 знаков, поэтому, если вам интересно, вы можете прочитать его в сети полностью, или прочитать частично в переводе Esquire в их большой статье, посвящённой этой теме.

Травля Роулинг продолжилась и после выхода "Дурной крови".

Журналисты обвинили писательницу в трансфобии, говоря, что ей было мало хейта после неоднозначных высказываний, а теперь она выпускает книгу, в которой делает маньяка-трансвестита. Сеть быстро подняла новую волну обсуждений, снова не вдаваясь в контекст. Однако, всё это не помешало книге продаваться с невероятной скоростью и получить статус бестселлера.

В романе есть два момента, которые были притянуты за уши в этой ситуации. И один из них - серийный убийца Деннис Крид, который иногда переодевался в женские вещи, чтобы проявить к себе внимание жертв и расположить к себе. Но ситуация не нова, такие случаи были в истории человечества. И как факт - не является насмешкой над транс-персонами, даже не является их просто негативной или стереотипной репрезентацией.

Дурная кровь

Дело Марго Бамборо - одно из самых интересных в серии романов о Корморане Страйке и Робин Элакотт. Оно всегда держит в атмосфере полной загадочности и ощущении заранее проигранной битвы. И от этого за расследованием следить ещё интереснее.

Это мастерская работа, в которой красные нити, связывающие людей, образуют узлы в самых неудобных местах. Детективы прорабатывают совершенно разные теории, вплоть до разгадывания таинственных записей, составленных по знакам Зодиака и раскладов карт Таро. Роулинг умело подбрасывает маленькие ключи и ведёт расследование по пути, при котором тебе интересно вместе с главными героями прийти к результату, а не просто пытаться разгадать загадку быстрее, чтобы затем узнать - прав ты или нет.

Перебегая улицу, говорить родственникам, что планы изменились, переживая, что теперь всё запланированное пойдёт наперекосяк; перекрывать одни встречи другими, не зная, как объясниться, - это и есть настоящая жизнь, которая в один момент может ударить кулаком по столу и сказать: "Разворачивайся". И ты развернёшься.

Текст ни по своему качеству, ни по содержанию нельзя воспринимать как бульварный детектив для того, чтобы только скоротать время. Его невозможно выкинуть как бычок - щелчком пальцев из окна автомобиля.

От обсуждения социальных проблем до отсылок через цитаты классических произведений к каждой главе. Роулинг показывает не только очередное дело, она показывает людей, поэтому за ними так интересно наблюдать.

И, если описать роман всего тремя словами, можно сказать: стильно, тонко, глубоко.

-4