Найти тему
ПАНТОГРАФ

Единственные советские трамваи, построенные по принципу две комнаты с ванной

В Германии «две комнаты с ванной» называют сочлененные трамваи, у которых средняя секция подвешена между двумя крайними, опирающимися на тележки.

Первый такой трамвай был создан в США в начале 20 века. Вагон конструкции Брюера-Кребиля представлял собой фактически состав из моторного и прицепного вагонов, объединенной навесной промежуточной секцией, обеспечивающий сквозной проход пассажиров. Первым городом, внедрившим сочлененные вагона стал Кливленд. Так как сочлененные трамваи обладали повышенной вместимостью, то в разных углах мира начали изготавливать подобные конструкции.

Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69
Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69
Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69
Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69

В созданном после войны социалистическом лагере трамваи такой концепции выпускали в Германской Демократической Республики, речь идет о вагонах типа G4-61, которые поставлялись и в ряд городов бывшего СССР.

Аналогичной концепции трамвай был создан в 60-х годах в столице Грузинской ССР Тбилиси (Тифлис). Вагоны «Тбилиси» были изготовлены в 1960 – 1964 годах на мощностях местного трамвайно-троллейбусного управления в количестве 4-х единиц. Конструктором вагонов выступил М. Чикваидзе. Трамваи были построены не полностью с нуля, использовались отдельные элементы от вагонов серии Х и М, в частности тележки.

Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69
Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69
Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69
Трамвай "Тбилиси", источник фото ps://www.liveinternet.ru/users/irena_69

Все трамваи данной серии были приписаны к депо Муштаид и имели интересную систему нумерации. Свой бортовой номер имела каждая секция вагона, в итоге четыре состава имели следующие бортовые номера 500/501/502, 503/504/505, 506/507/508, 509/510/511.

Салон трамвая был оборудован мягкими диванами, расположенными как продольно, так и поперечно. Также салон был светлый, так как имел большую площадь остекления. Остеклены были даже переходы между вагонами, которые были сделаны в виде вертикальных цилиндров с вырезами для прохода между ними.

Средняя навесная секция, фото из коллекции Бернда Арнольда, источник сайт СТТС
Средняя навесная секция, фото из коллекции Бернда Арнольда, источник сайт СТТС

Недостатками вагонов были их шумность, плохая динамика разгона, также трамваи сильно шатало, плавность ходя не обеспечивалась. Также со временем возникал прогиб в средней части вагона, т.е. средней секции не хватало опоры.

Салон трамвая, фото Виктор Моргунов, источник сайт СТТС
Салон трамвая, фото Виктор Моргунов, источник сайт СТТС

К сожалению после списания все вагоны данного типа были ликвидированы и ни один из них не дожил до нашего времени.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети Интернет.

Другие материалы канала:

Гибрид "Татры" Т-3 и Т-6В5 - такой вагон единственный на свете

Водоплавающие трамваи

Немного фотографий тульского городского транспорта от 2019 года

-7