Параллельно с проектированием, строительством и испытанием самолета С-4, Игорь Иванович разрабатывал новую модель, которую в периодической печати 1911 года именовали иногда как "Большой гоночный биплан". Работы начались в декабре 1910 года и предназначался он для участия в различных авиационных мероприятиях (перелет С. Петербург - Москва, воздухоплавательные недели т. д.) Возможно было его использовать в армии в качестве разведчика. Главной концепцией этой и последующих моделей был отказ от капризных и тряских двигателей воздушного охлаждения "Анзани" в пользу надежных рядных двигателей "автомобильного типа" с водяным охлаждением. Как говорил Игорь Иванович "самолет должен быть достаточно тяжелым,
чтобы не служить игрушкой ветра." В этот период окончательно сложился коллектив ближайших соратников И. Сикорского: М.Ф. Климиксеев, А.А. Серебрянников, В.И. Панасюк и другие, которые в дальнейшем переехали за ним в С. Петербург.
За основу модели взяли С-4, впоследствии увеличенный из- за установки вдвое тяжелого мотора "Аргус".
Площадь верхнего крыла была увеличена за счет установки "надкрылков", что являлось передовым решением того времени. В результате получился двухместный, двухстоечный подкосный биплан с ферменным хвостом. Несущие поверхности крыльев были покрыты новым, разработанным В.И. Панасюком, составом - "компаундом" - горячей смесью столярного клея и олифы, разбавленную денатурированным спиртом. Поверх неё накладывался яхтенный лак. Тогда такое покрытие считалось верхом совершенства.
На самолете был установлен прибор - тахометр двигателя, затем был добавлен анемометр для определения скорости полета. Управление аппаратом осуществлялось с помощью штурвала. Колеса - шасси мотоциклетного типа. Двигатель "Аргус" был привезен Сикорским из Парижа в начале марта 1911 года и сборка самолета завершилась в конце апреля.
Испытания начались с пробежек по земле и небольших подьемов. 12 мая И.Сикорский совершил два полета по прямой на дальность до 600 метров и высотой 30-35 метров, а 17 мая он ВПЕРВЫЕ ОСУЩЕСТВИЛ СВОЮ МЕЧТУ - полет по замкнутому кругу. Самолет слушался рулей, мощность двигателя была достаточной чтобы совершить небольшие эволюции в воздухе. С этих пор Игорь Иванович по семь раз поднимался в воздух каждый день, совершенствуя свое летное мастерство. 24 мая он демонстрировал свое детище членам Киевского общества воздухоплавания (КОВ), 14 июня, пристыковав пассажирское кресло, катал по прямой своих соратников: Билинкина, Адлера и корреспондента Рыбакова.
Это были первые полеты самолета отечественного производства с пассажиром на борту. 17 мая Сикорский избирается почетным членом КОВ, а затем и членом совета КОВ "За создание первого оригинального русского аэроплана , не скопированного ни с чьей иностранной конструкции."
Начались демонстрационные полеты, в том числе и с фотографированием местности с самолета, что в часности определило возможность использовать аэропланы в военных целях. Полеты были всё продолжительнее и 18 августа Сикорский совершил ПЕРВЫЙ, свыше получаса, полет самолета русской конструкции. 28 августа Сикорский официально сдал на С-5 экзамен на получение диплома пилота (ДИПЛОМ ВСЕРОССИЙСКОГО АЭРОКЛУБА № 64) дважды выполнив 5 восьмерок на высоте не менее 50 метров и спустился "не далее 50 метров от назначенной точки."
С 30 августа по 2 сентября на маневрах Киевского военного округа самолет С-5 с пилотом Сикорским принимал участие в качестве добровольца. На маневрах Сикорский установил всероссийский рекорд: высота 500 метров, дальность 80 верст, продолжительность 52 минуты и скорость 125 км/час, но должной оценки у командования русской армии не получил. Военных летчиков смущали: рядный двигатель, "кустарное" изготовление самолета, брызги масла летевшие от расположенного впереди мотора.
Однако император Николай второй, обходя войска, подошел к Сикорскому и "Всемилостивейше удостоил его разговором, пожелав молодому конструктору успехов в его работах". Напомним Игорю Ивановичу на тот момент было всего 22 года.
24 сентября 1911 года Харьковское отделение Императорского Русского технического общества ходатайствовало перед советом общества о награждении конструктора "высшим отличием, которое только может получить русский техник " - Почетной медалью ИРТО.
Летная карьера С-5 закончилась 5 октября 1911 года, когда во время показательного полета над Белой Церковью, под Киевом, от попадания комара в жиклер карбюратора остановился двигатель и И. Сикорский вынужден был совершить грубую посадку с опасностью для жизни на товарный двор железнодорожной станции. Тогда то эта авария и навела Игоря Ивановича на мысль о многомоторных самолетах.
На молодого авиаконструктора обратили серьезное внимание руководители зараждающейся авиации русского военного и морского ведомства, а также крупные отечественные капиталисты, рассматривавшие самолетостроение как выгодную область вложения средств.
А впереди у И.И. Сикорского было много интересных идей воплощенных в новые самолеты, но о них в следующих статьях.
Если понравилось подписывайтесь, ставте лайки, пишите комментарии. До встречи.