Найти тему
Ножи ручной работы

Диплом № 64. "Большой гоночный биплан" С-5 Часть 7

Параллельно с проектированием, строительством и испытанием самолета С-4, Игорь Иванович разрабатывал новую модель, которую в периодической печати 1911 года именовали иногда как "Большой гоночный биплан". Работы начались в декабре 1910 года и предназначался он для участия в различных авиационных мероприятиях (перелет С. Петербург - Москва, воздухоплавательные недели т. д.) Возможно было его использовать в армии в качестве разведчика. Главной концепцией этой и последующих моделей был отказ от капризных и тряских двигателей воздушного охлаждения "Анзани" в пользу надежных рядных двигателей "автомобильного типа" с водяным охлаждением. Как говорил Игорь Иванович "самолет должен быть достаточно тяжелым,
чтобы не служить игрушкой ветра." В этот период окончательно сложился коллектив ближайших соратников И. Сикорского: М.Ф. Климиксеев, А.А. Серебрянников, В.И. Панасюк и другие, которые в дальнейшем переехали за ним в С. Петербург.

За основу модели взяли С-4, впоследствии увеличенный из- за установки вдвое тяжелого мотора "Аргус".

 Проекция самолета  (из открытых источников)
Проекция самолета (из открытых источников)
  Проекция самолета
Проекция самолета

Площадь верхнего крыла была увеличена за счет установки "надкрылков", что являлось передовым решением того времени. В результате получился двухместный, двухстоечный подкосный биплан с ферменным хвостом. Несущие поверхности крыльев были покрыты новым, разработанным В.И. Панасюком, составом - "компаундом" - горячей смесью столярного клея и олифы, разбавленную денатурированным спиртом. Поверх неё накладывался яхтенный лак. Тогда такое покрытие считалось верхом совершенства.

На самолете был установлен прибор - тахометр двигателя, затем был добавлен анемометр для определения скорости полета. Управление аппаратом осуществлялось с помощью штурвала. Колеса - шасси мотоциклетного типа. Двигатель "Аргус" был привезен Сикорским из Парижа в начале марта 1911 года и сборка самолета завершилась в конце апреля.

  Начало испытаний.  За штурвалом И.И. Сикорский  (из открытых источников)
Начало испытаний. За штурвалом И.И. Сикорский (из открытых источников)

Испытания начались с пробежек по земле и небольших подьемов. 12 мая И.Сикорский совершил два полета по прямой на дальность до 600 метров и высотой 30-35 метров, а 17 мая он ВПЕРВЫЕ ОСУЩЕСТВИЛ СВОЮ МЕЧТУ - полет по замкнутому кругу. Самолет слушался рулей, мощность двигателя была достаточной чтобы совершить небольшие эволюции в воздухе. С этих пор Игорь Иванович по семь раз поднимался в воздух каждый день, совершенствуя свое летное мастерство. 24 мая он демонстрировал свое детище членам Киевского общества воздухоплавания (КОВ), 14 июня, пристыковав пассажирское кресло, катал по прямой своих соратников: Билинкина, Адлера и корреспондента Рыбакова.

  С-5 с пассажиром на борту,  Пилот Сикорский. (из открытых источников)
С-5 с пассажиром на борту, Пилот Сикорский. (из открытых источников)

Это были первые полеты самолета отечественного производства с пассажиром на борту. 17 мая Сикорский избирается почетным членом КОВ, а затем и членом совета КОВ "За создание первого оригинального русского аэроплана , не скопированного ни с чьей иностранной конструкции."

Начались демонстрационные полеты, в том числе и с фотографированием местности с самолета, что в часности определило возможность использовать аэропланы в военных целях. Полеты были всё продолжительнее и 18 августа Сикорский совершил ПЕРВЫЙ, свыше получаса, полет самолета русской конструкции. 28 августа Сикорский официально сдал на С-5 экзамен на получение диплома пилота (ДИПЛОМ ВСЕРОССИЙСКОГО АЭРОКЛУБА № 64) дважды выполнив 5 восьмерок на высоте не менее 50 метров и спустился "не далее 50 метров от назначенной точки."

  Диплом пилота.
Диплом пилота.

С 30 августа по 2 сентября на маневрах Киевского военного округа самолет С-5 с пилотом Сикорским принимал участие в качестве добровольца. На маневрах Сикорский установил всероссийский рекорд: высота 500 метров, дальность 80 верст, продолжительность 52 минуты и скорость 125 км/час, но должной оценки у командования русской армии не получил. Военных летчиков смущали: рядный двигатель, "кустарное" изготовление самолета, брызги масла летевшие от расположенного впереди мотора.

  Полет на маневрах (фото из открытых источников).
Полет на маневрах (фото из открытых источников).

Однако император Николай второй, обходя войска, подошел к Сикорскому и "Всемилостивейше удостоил его разговором, пожелав молодому конструктору успехов в его работах". Напомним Игорю Ивановичу на тот момент было всего 22 года.

24 сентября 1911 года Харьковское отделение Императорского Русского технического общества ходатайствовало перед советом общества о награждении конструктора "высшим отличием, которое только может получить русский техник " - Почетной медалью ИРТО.

-8

Летная карьера С-5 закончилась 5 октября 1911 года, когда во время показательного полета над Белой Церковью, под Киевом, от попадания комара в жиклер карбюратора остановился двигатель и И. Сикорский вынужден был совершить грубую посадку с опасностью для жизни на товарный двор железнодорожной станции. Тогда то эта авария и навела Игоря Ивановича на мысль о многомоторных самолетах.

На молодого авиаконструктора обратили серьезное внимание руководители зараждающейся авиации русского военного и морского ведомства, а также крупные отечественные капиталисты, рассматривавшие самолетостроение как выгодную область вложения средств.

А впереди у И.И. Сикорского было много интересных идей воплощенных в новые самолеты, но о них в следующих статьях.

Если понравилось подписывайтесь, ставте лайки, пишите комментарии. До встречи.