Большинство родителей знают ситуацию: мой ребенок боится, и разумные объяснения не помогут. Итак, что я могу делать как мать или отец? Первым шагом в помощи напуганному ребенку может стать осознание страха таким, какой он есть.
Что такое страх
Страх - это врожденное чувство, которое является частью основной эмоциональной составляющей человека. Сложные процессы в головном мозге и эндокринной системе настораживают весь человеческий организм. Это проявляется в различных симптомах: тревоге, сердцебиении, треморе, потливости, сухости во рту, позывах к мочеиспусканию, тошноте или нарушениях сна. Конечно, страх поэтому воспринимается как неприятный и раздражающий, но в принципе он является частью здорового умственного развития. Он учит людей справляться с опасностями. Человечество не могло бы успешно развиваться без страха - мы бы давно вымерли. Это также способствует процессам разработки. Каждый раз, когда вы справляетесь с пугающей ситуацией, ваш собственный автоматизм и чувство собственной эффективности возрастают.
Какие детские страхи?
Мы можем выделить две категории детских страхов:
1. Страхи, связанные с окружающей средой. Это страхи, которые не возникают на определенной фазе развития, но вызваны определенными причинами в окружающей среде ребенка. Это могут быть безобидные триггеры, такие как рождение брата или сестры, или более серьезные триггеры, такие как семейная травма, с которой можно справиться только с терапевтической помощью.
2.) Страхи, связанные с развитием. Это страхи, которые каждый ребенок испытывает в процессе своего развития с разной интенсивностью - в зависимости от его темперамента. Обычно они появляются на определенной стадии развития и обычно проходят сами по себе.
Дети часто развиваются с разной скоростью в разных сферах. Следующая информация о возрасте предназначена только в качестве приблизительного ориентира. Страхи, которые можно было бы ожидать на стадии развития, но которые появляются позже или немного раньше, так же нормальны, как и детские страхи, которые, по-видимому, уже преодолены и которые внезапно снова дают о себе знать.
В первые десять недель жизни младенцы в значительной степени защищены от страха. Стимулы достигают их только очень сдержанно. Первые страхи новорожденного вызывают внезапные громкие звуки, боль, вспышки света, тени или чувство падения (рефлекс Моро). Малыш реагирует в пределах своих возможностей: плачет, отворачивается или цепляется.
Младенцы в возрасте от 0 до 6 месяцев должны научиться справляться с окружающей средой и впечатлениями, которые они испытывают. Они часто реагируют страхом в случае чрезмерной стимуляции или если потребности их ребенка не решаются или рассматриваются слишком поздно. Из-за своей чувствительности младенцы воспринимают атмосферу в окружающей их среде. Они также часто стремятся отреагировать на напряжение в их ближайшем окружении.
Примерно к шести месяцам младенцы становятся все более подвижными. Сидят, начинают ползать, учатся подтягиваться. Новые взгляды на окружающую их среду воспринимаются как привлекательные, и также и отталкивающие. Могут развиться страхи первой разлуки. Дети этого возраста обычно ищут защитного зрительного контакта со своим доверенным лицом, чтобы снова и снова успокоить себя: «Я ухожу из безопасного убежища - все в порядке?»
Примерно в восемь месяцев как правило доходит до «душит» - также известный как восемь месяцев тревоги. Теперь ребенок может различать незнакомых и знакомых людей, он чувствует себя в безопасности в знакомой обстановке. Его родители оказывают ему поддержку и ориентируют. Ребенок внезапно плачет, когда родитель выходит из комнаты, дополнительными последствиями могут быть проблемы с засыпанием и нарушения сна. Этот этап жизни ребенка - признак успешной связи.
На втором году жизни ребенок уже многое понимает из того, что видит и слышит, и чего-то боится: темноты, кошмаров, злодеев из сказки на ночь, странных вещей и людей. Между первым и третьим годом жизни ребенок также все больше и больше воспринимает себя как собственную личность, он открывает себя как личность. Это начинает первую отстраненность родителя от его или его социального окружения. Ребенок ищет защиты у взрослого в пугающих ситуациях, отстраняется или начинает спасаться бегством. Часто он уже может сообщить о своем страхе.
С трехлетнего возраста ребенок входит в волшебную фазу. Нет ничего невозможного, поэтому могут случиться всевозможные ужасные вещи. Конец света через час так же вероятен, как и встреча с чудовищем, скрывающимся под кроватью. Это может сопровождаться детским страхом уничтожения, который часто связан с первичными элементами (молния, гром, вода, огонь), но также и с фантастическими существами, такими как призраки, монстры, ведьмы, вампиры или вымершие животные. Также ребенок часто боится реальных опасностей: например, получить травму или попасть в аварию. Реальный страх - это предупреждение о реальных опасностях в жизни. Это важный компаньон для людей на протяжении всей жизни. Переживание бессилия по отношению к собственным чувствам и способностям, а также к окружающей среде часто вызывает страх в этом возрасте.
В возрасте от трех до шести лет страх разлучения часто бывает очень сильным, когда они попадают в детское учреждение. Теперь ребенку нужно отделиться от родителей и немного их отстранить. Он сталкивается с множеством новых впечатлений и ценностей и должен сначала их обработать. Общение с другими детьми также является проблемой для ребенка: теперь может возникнуть страх социализации. Ребенок боится контактировать с незнакомыми людьми. Теперь ему нужно научиться идти на компромисс и откладывать собственное удовлетворение потребностей. Эти страхи могут проявляться, в трудностях с засыпанием и сном. Ребенок внезапно боится темноты или одиночества.
Так называемый страх смерти может возникнуть в возрасте от 5 до 7 лет. Ребенок сталкивается с конечностью жизни через смерть знакомых ему животных или людей. Возможно, они испытывают этот страх смерти даже при малейших признаках болезни или незначительной травмы. Также на этом этапе распространены опасения, связанные с СМИ. В этом возрасте потенциально опасные ситуации или обстоятельства уже могут быть хорошо восприняты, но их сильные стороны часто еще не могут быть должным образом классифицированы. Извержение вулкана на другом конце света может вызвать у ребенка бессонную ночь.
Страх неудачи часто возникает в младшем школьном возрасте. В это время дети часто определяют свою самооценку с точки зрения успеваемости. Школьные и спортивные достижения могут иметь значение, а также особые таланты или навыки. Мысль о неудаче в важной для ребенка области может быть чрезвычайно пугающей.
В возрасте от 11 до юношеского возраста акцент часто смещается с успеваемости в сторону сверстников. Круг друзей играет все более важную роль, поэтому страх социализации часто выходит на первый план. Страх быть отвергнутым друзьями старости часто преобладает в подростковом возрасте.