ЧАСТЬ V
КОШКА. Проба сил
Выслушав сестру, Мария схватила черный плащ и кинулась вон из дома.
Мартина в отчаянии бросила на пол зеркало и потом долго собирала осколки, вытирая горькие слезы.
Марию она догнать и не пыталась - все равно бы не сумела.
Сумерки только слегка притушили осеннее солнце, когда Мария, раздираемая противоречивыми чувствами, быстро удалялась прочь от дома, где ей пришлось пережить худшие мгновения своей жизни.
Ей хотелось туда, где сердце ликовало от вида красоты каждый раз, когда глазам открывалось великолепие собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Словно зверь, наученный матерью на травлю и скрывший от нее свой первый успех, она стремилась оголодать на воле, чтобы там же начать настоящую охоту.
Ноги быстро принесли ее на правый берег реки через мост Веккьо, а там и до площади Дуомо, где она остановилась, повернувшись спиной к собору, перед восточными дверями в баптистерий. «Ворота рая» были покинуты солнцем, но Мария знала их дневное сияние.
Изо всех красот города именно эта дверь виделась ей самым прекрасным творением человеческих рук. Каждую панель она мысленно оглаживала руками, и их библейские сюжеты, донесенные до немой прислуги многословной и набожной донной Франческой, принимали теперь для Марии особое значение. В том смысле, что дверь эта безнадежно и навсегда закрыта для такого нелепого и дьявольского создания, каковым являлась Мария перед людьми и самой собой. Она оказалась дурной кровью, осквернившей сакральное действо - сотворение Адама и Евы Богом.
С первыми ударами колоколов, призывающих к вечерней молитве, сумерки сгущались. В то время, когда уставшая от зарабатывания денег Флоренция отходила ко сну, на улицу вылезало отребье. Воры, продажные девки и пьяницы грязью расползались по прекрасному городу.
Мария ничего не боялась. Теперь, распрощавшись с раем, она ощущала себя всемогущим концом всего сущего. Вдохновленная свободой, она не заметила, как долетела словно на крыльях, данных ей праматерью, до Нового моста.
Ее путь лежал к Пьяцца дель Кармине - площади на левом берегу реки Арно.
На мосту она остановилась перевести дух. Там было почти темно и безлюдно - ночные злодеи предпочитали старый Веккьо.
На мост забрела случайная кошка, не подозревавшая о своей горькой судьбе.
Глаза выдавали ее присутствие и притянули к себе исступленный взгляд Марии. Кошка сидела и быстро превращалась в камень. Заметив окончание этого процесса, Мария схватила остывающий кусок прерванной жизни и спрятала его в складках плаща. К своему несчастью, на мост, шатаясь и бранясь, плелся пьяный бродяга. Завидев Марию, он направился к ней, громко заявляя о своих намерениях. Тело бедняги окаменело, прислонившись к деревянному ограждению моста...
Мария заприметила несколько человек, направляющихся к мосту с правого берега, и всем телом навалилась на новоиспечённую статую. Верхняя её часть, ломая ограждение моста, перевесила и бывший человек рухнул в реку. Мощный всплеск привлёк внимание группы людей на противоположном берегу. Пока они спешили в сторону происшествия, Мария уже метнулась на площадь.
В церкви Санта-Мария-дель-Кармине заканчивалась вечерняя служба. Мария остановилась в нерешительности, но все же зашла в храм. Она знала, что там увидит - последнее напутствие.
Ангел, вооруженный мечом, гнал несчастных прочь, и лицо Евы выражало бесконечное отчаяние и боль расставания с прежней жизнью.
Конечно, существование Марии все недолгие годы трудно было назвать раем, но то была жизнь обычного человека и, как выяснилось, это тоже дорогого стоило. Мария в последний раз бросила взгляд на подругу по несчастью и вышла вон из храма, понимая, что отныне никогда не посмеет войти ни в одно из многочисленных святилищ бога.
Переместив кошку на живот, дабы вызвать хоть какое-то уважение у случайных людей, Мария уже в полной темноте быстро зашагала к дому на улице Ткачей.