В непризнанном государстве Северный Кипр разработали собственный электромобиль, который теперь готовят к серийному производству. Машина под названием Gunsel B9 создана с чистого листа в крупнейшем вузе страны — Near East University (NEU). Марка названа по фамилии спонсора университета и инвестора проекта — долларового миллиардера Суата Гюнзеля, турка-киприота, заработавшего свои состояния на строительном бизнесе в разных странах мира, пишет портал drom.ru.
B9 впервые представили в ноябре 2020 года, на днях же машину показали министру промышленности Турции Хасану Бююкденизу , он выразил моральную поддержку начинанию.
Gunsel представляет собой субкомпактный трехдверный хэтчбек длиной около 3,6 метра, конструкция кузова здесь типичная для мелкосерийных автомобилей — каркасно-панельная, то есть роль несущей структуры выполняет сваренная из стальных труб «клетка», снаружи она обвешана формованными композитными панелями.
Проектом электромобиля руководит сын Суата — профессор NEU Ирфан Гюнзель , он говорит, что реализует детскую мечту своего отца, который питает страсть к автомобилям. Разработка велась долгие десять лет, причем NEU принципиально занималась полным созданием машины — от дизайна до конструкции и постройки прототипов. Гюнзели таким образом хотят продемонстрировать, насколько трудолюбивы и последовательны турки-киприоты, несмотря на экономическую блокаду страны со стороны всего мира. В автомобиле, разумеется, широко применяются покупные готовые компоненты — силовая установка, элементы подвески, детали салона и т. д., однако их происхождение не раскрывается. Впрочем, внимательный взгляд может распознать блок-фары от старого Audi Q3 .
B9 оснащен установленным на задней оси электромотором мощностью 120 кВт (163 л.с.), его питает литий-ионная батарея, запас хода на одной зарядке — 350 километров. Разгон с места до 100 км/ч занимает 8 секунд, максимальная скорость — 170 км/ч.
В настоящее время Gunsel B9 существует только в праворульной версии — в турецкой части Кипра сохранено левостороннее движение, как на остальном острове. Однако конструкторы NEU говорят, что сделать левостороннюю модификацию проблем не составит: правда, единственный возможный экспортный рынок для этой модели — Турция, потому что поставки продукции из Северного Кипра в другие страны нелегальны.
Под производство субкомпактного хэтчбека Суат Гюнзель сейчас строит на острове автозавод. Серийный выпуск B9 стартует в 2022 году, планы — на первом этапе делать по 1 000 автомобилей в год, в дальнейшем расшириться до 20 000. В 2024-м семья Гюнзелей планирует представить электрический кроссовер J9 , он уже существует в виде макета.
Напомним, Северный Кипр образовался в результате оккупации Турцией трети земель острова в 1974 году. Независимость этой страны не признается ни одним государством в мире, кроме собственно Турции. Население этой части Кипра — всего 300 000 человек.