Найти в Дзене
Алёнкины путешествия

Девять месяцев под сердцем. Как в Союзе водителей воспитывали

Оглавление
Автономка, автосервисы, коробка-автомат с делителем, автоподогрев... Áвто-, áвто-... В наше время, кажется, придумано всё для удобства и облегчения труда и быта водителя - междугородника.
Интерьер тягача Scania p450. Фото для иллюстрации с сайта tramis.ru, обработано автором
Интерьер тягача Scania p450. Фото для иллюстрации с сайта tramis.ru, обработано автором
Машина - уже и не машина вовсе, а дом на колёсах, практически со всеми удобствами. Сел - и поехал! Случилась поломка в пути - на помощь придут автосервисы и шиномонтажи, которых по трассе - как грибов после дождя, многие из них "мобильные", то бишь, выездные. А ведь когда-то об этом можно было только мечтать...
Современная поездка на дальние расстояния напоминает мне АКП - автоматическую коробку передач. Отсутствует педаль сцепления - ты вроде бы и управляешь машиной, но как-то не полностью, не до конца. Наверное, поэтому я люблю ездить исключительно на механике - здесь весь процесс находится полностью в твоих руках, ногах и... голове.
А давайте вспомним, как ещё 30 лет назад обстояло дело с обучением водителей? Передаю слово им - настоящим профессионалам и мастерам своего дела, Шоферам с большой буквы:

Виктор Карасев

"Автошкола ДОСААФ, категория "С". До этого уже были корочки тракториста-машиниста и опыт катания на деревенском "головастике" ( УАЗ 3303) и школьном ГАЗ 51.

Старостой группы стал случайно. Лепота была в том, что на свою группу я сам составлял график вождения. У нас был ГАЗ 52-ой, 53-й, и 375-ый Урал. Вот на Урал попасть было тяжело, ибо нехватка 95-го бензина. А мне, как старосте - всегда пожалуйста. И всё же мы всей группой дружно завидовали параллельной - она каталась на 130-х.(ЗиЛах)

Занятия в автошколе ДОСААФ в СССР. Фото для иллюстрации с сайта gorokhovets.wikimapia.org, обработано автором
Занятия в автошколе ДОСААФ в СССР. Фото для иллюстрации с сайта gorokhovets.wikimapia.org, обработано автором

Утро в день вождения начиналось с проливки системы охлаждения кипяточком. Стояла зима и двадцатник с минусом - это норма. Десяток вёдер кипятка, а затем сольный танец с кривым стартером. Потом ещё десяток, и опять балетный выход на начинающей подмерзать водичке. Всего часик такой активной физзарядки - и ты в руле.

Первое занятие всегда было на автодроме. Почти три часа мучили двойной выжим с перегазовкой. Зато потом - гордо по трассе в город! (Автодром был совместно с вояками в 15-ти километрах от города.)"

Александр Русаков

"Водительское удостоверение я получил в 17 лет, с отметкой: "действительно с .....1988г." , т.е. с моих 18-ти лет. Это было в ДОСААФ.

Учился я на водителя-электромеханика целых 9 месяцев. Это было настоящее обучение, живая практика. Женщина 9 месяцев носит ребёнка под сердцем, а тут - обучение вождению... Так я думал тогда.

Неделю мы изучали устройство по эксплуатации автомобиля, ТО, ремонт, правила ДД, решали "карточки", а следующую неделю у нас была "практика" - каждый день по 3 часа. Начиналась практика с мытья автомобиля. Затем проверка ТС и подготовка к эксплуатации. Проверяли наличие всех жидкостей, давление в шинах, в пневмосистеме и т.д., причём каждый день автомобиль был разным, на площадке красовался весь #отечественный автопром : КРАЗ-260, УРАЛ-375, ЗИЛ-131, КАМАЗы разных модификаций, УАЗики различных модификаций, ГАЗ-66, ГАЗ-53, ЗИЛ-157. Кстати, ЗИЛ-157 - это автомобиль, у которого нет гидроусилителя руля! Заодно и мускулы качали, поворачивая руль. На "Волге" не удалось проехать ни разу, ходили слухи, что на автомобилях такого класса учатся избранные.

Школа ДОСААФ, Татарстан, Казань, Вахитовский р-он. 1960-1970 гг. Фото Олега Лебедева с сайта https://vk.com/kazanhistory, обработано автором
Школа ДОСААФ, Татарстан, Казань, Вахитовский р-он. 1960-1970 гг. Фото Олега Лебедева с сайта https://vk.com/kazanhistory, обработано автором

В нашей группе было 25 человек. Из них - три девочки. Никакого снисхождения они не получали, вкалывали как все.

Заканчивалось обучение 200 - километровым "маршем". Колонна автомобилей, под руководством автомобилей ВАИ гарнизона, сопровождавших нас, следовала по шоссе в какой-то лес, поле, вброд через маленькую речку и обратно. 200 километров, конечно, там не набиралось, но ехали мы с 17.00 до 20.00 часов.

Это была отличная школа, не то, что сейчас. Все ребята и девчонки отучились и сдали в ГАИ на общих основаниях."

***

Подвести итог я хочу строчками стихотворения Гаврилова Олега:

"Уходит эпоха. Уходят с эпохой

Как волны - за валом вал -

Все те, кто её до последнего вздоха

Собою, как мог, прикрывал.

Уходит эпоха с секундой каждой,

Как мёд из надрезанных сот.

Уходит эпоха, пока однажды

Она совсем не уйдёт.

Так и должно быть всё это, вроде,

Но слишком уж быстро бежит -

За горизонт, как солнце, заходит

Эпоха с названием "жизнь". "

https://stihi-ru.turbopages.org/turbo/stihi.ru/s/2017/04/16/632

Легендарный ГАЗ-51, фото для иллюстрации с burckina-new.livejournal.com, обработка автора
Легендарный ГАЗ-51, фото для иллюстрации с burckina-new.livejournal.com, обработка автора

Нет больше Союза и школ ДОСААФ, в прежнем их значении, на водителей категории С обучают теперь 1,5 месяца, зачастую не объясняя даже техническое устройство грузового автомобиля. Да что я Вам рассказываю - Вы и так всё прекрасно знаете!

Что нам остаётся? Лишь пытаться перенять опыт, культуру вождения у тех, кто ещё остался работать из той, советской школы. Низкий поклон Вам, Шофера! Крепкого здоровья, долгих лет и ровных дорог по жизни!

🚚 Доска почёта и благодарностей водителям

🚚 Мальчик Слава, выросший в кабине на полике, и проработавший шофером 40 лет