Найти тему

Медиапроект «Про100: интересные факты о Челябинской драме»

Весенний подарок от Челябинской драмы, или Как спектакль «Фабричная девчонка» покорил горожан в далеком 1957г.

29 марта 1957 г. челябинцам была представлена работа молодого режиссера И. Уфимцева по одноименной пьесе Александра Володина «Фабричная девчонка», которая стала лучшим подарком всем женщинам в весенний праздник.

Александр Володин
Александр Володин

Спектакль имел невероятный успех, зрительный зал всегда был переполнен, а иногда и невозможно было достать билетов. Многие критики пытались разгадать секрет его популярности, ведь он не выделялся ни особым накалом страстей, ни хитросплетением сюжета, также не имел он и экзотических моментов. Тем не менее интерес зрителя к истории простого советского человека был просто невероятным. История, рассказанная в пьесе, оказалась очень близка и совершенно понятна зрителям, что обеспечило популярность спектакля на многие годы. Это можно проследить за критикой и отзывами зрителей по газетным статьям с 1957 по 2011 г.

Викторов В. "Фабричная девчонка" (Челябинский рабочий. – 1957. – 31 марта)

Моргулес И. «По главной площади с театром: навстречу юбилейной дате» (Южноуральская панорама. – 2011. – 15 ноября)

Фрагмент спектакля
Фрагмент спектакля

…Небольшая комнатка в рабочем общежитии. Молодые, непохожие друг на друга девчонки, каждая по-своему, ищет в жизни счастья. Для кого-то оно в удачном замужестве, для кого-то в переезде заграницу. Непокорная Женька Шульженко, вопреки всему идущая против течения, отстаивает свою правду и право быть собой.

Спустя десятилетия мы с уверенностью можем утверждать, что спектакль привлекал своей злободневностью и актуальностью, он соответствовал настроениям людей того времени, отображал советскую действительность без прикрас. Так каждый человек, сидевший в зале, узнавал в героях пьесы себя или своих соседей. В 50-е годы Челябинский драматический театр искал ту новую драматургию, которая будет принята зрителем. И мы точно знаем, что пьеса «Фабричная девчонка» А. Володина в режиссерском видении И. Уфимцева стала именно той новой живой струей, которую так долго искал наш театр.

Особенно запоминались характеры героинь, выходящие за рамки стандартов и идеологии эпохи 50-х. Живость и молодость девушек с фабрики ярко выделялась на фоне образа комсорга и других «старших товарищей». Поражали и реплики некоторых персонажей, просто не допустимые в данный исторический период.

-4

Талантливая игра актеров несомненно придала спектаклю особую популярность. Главная героиня Женя Шульженко в исполнении Людмилы Арининой предстает перед зрителями живой, энергичной и темпераментной девчонкой, не всегда принимающей верные решения. Но Женька по своей сущности истинно советская девушка. Именно ее молодость так импонировала зрителю, что весь зал с замиранием сердца ждал грядущих перемен.

Подробнее о творчестве актрисы можно узнать из интервью «Людмила Аринина: «Искусство-это чувство меры» (Южноуральской панорама. – 2009. – 20 января) и «Людмила Аринина: «Живу немножечко на каблуках » (Вечерний Челябинск. – 2009. – 27 января).

Так же в спектакле были задействованы актеры: О. Климова (Надюша), Г. Стегачева (Ирина), В. Быкова (Анна Петровна), П. Шитяков (Сонный), В. Смолин (Вытягин).

Людмила Аринина
Людмила Аринина

Стоит обратить внимание и на замечательную сценографию Дмитрия Афанасьева, молодого художника, которая получила очень высокую оценку критиков и зрителей. При оформлении спектакля он использовал светлые тона для декораций, что, безусловно, подчеркнуло молодость героев пьесы, легкость и воздушность самого спектакля. Также в декорациях можно было различить облик Ленинграда. Именно из города белых ночей родом Дмитрий Владимирович. Позже он вернулся в родной город, где стал профессором, заведующим кафедрой сценографии и театрального костюма ЛГИТМИКа, главным художником Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.

Д. В. Афанасьевым разработано учебное пособие «Пространственное оформление спектакля». (Ленинград, 1990).

Театр 50-60 гг.
Театр 50-60 гг.

Конец пятидесятых. На смену проверенной драматургии приходила новая, порой неожиданная и непонятная, но очень привлекательная. Она нужна была театру, чтобы оторваться от шаблонных сюжетов и почувствовать живое дыхание жизни. Театр искал новые подходы, терпел неудачи, одерживал победы. И одной из таких побед стал спектакль «Фабричная девчонка». Светлый и весенний он стал таким долгожданным подарком прекрасной половине человечества.

Автор: Е. В. Белокопытова, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству.