Весенний подарок от Челябинской драмы, или Как спектакль «Фабричная девчонка» покорил горожан в далеком 1957г.
29 марта 1957 г. челябинцам была представлена работа молодого режиссера И. Уфимцева по одноименной пьесе Александра Володина «Фабричная девчонка», которая стала лучшим подарком всем женщинам в весенний праздник.
Спектакль имел невероятный успех, зрительный зал всегда был переполнен, а иногда и невозможно было достать билетов. Многие критики пытались разгадать секрет его популярности, ведь он не выделялся ни особым накалом страстей, ни хитросплетением сюжета, также не имел он и экзотических моментов. Тем не менее интерес зрителя к истории простого советского человека был просто невероятным. История, рассказанная в пьесе, оказалась очень близка и совершенно понятна зрителям, что обеспечило популярность спектакля на многие годы. Это можно проследить за критикой и отзывами зрителей по газетным статьям с 1957 по 2011 г.
Викторов В. "Фабричная девчонка" (Челябинский рабочий. – 1957. – 31 марта)
Моргулес И. «По главной площади с театром: навстречу юбилейной дате» (Южноуральская панорама. – 2011. – 15 ноября)
…Небольшая комнатка в рабочем общежитии. Молодые, непохожие друг на друга девчонки, каждая по-своему, ищет в жизни счастья. Для кого-то оно в удачном замужестве, для кого-то в переезде заграницу. Непокорная Женька Шульженко, вопреки всему идущая против течения, отстаивает свою правду и право быть собой.
Спустя десятилетия мы с уверенностью можем утверждать, что спектакль привлекал своей злободневностью и актуальностью, он соответствовал настроениям людей того времени, отображал советскую действительность без прикрас. Так каждый человек, сидевший в зале, узнавал в героях пьесы себя или своих соседей. В 50-е годы Челябинский драматический театр искал ту новую драматургию, которая будет принята зрителем. И мы точно знаем, что пьеса «Фабричная девчонка» А. Володина в режиссерском видении И. Уфимцева стала именно той новой живой струей, которую так долго искал наш театр.
Особенно запоминались характеры героинь, выходящие за рамки стандартов и идеологии эпохи 50-х. Живость и молодость девушек с фабрики ярко выделялась на фоне образа комсорга и других «старших товарищей». Поражали и реплики некоторых персонажей, просто не допустимые в данный исторический период.
Талантливая игра актеров несомненно придала спектаклю особую популярность. Главная героиня Женя Шульженко в исполнении Людмилы Арининой предстает перед зрителями живой, энергичной и темпераментной девчонкой, не всегда принимающей верные решения. Но Женька по своей сущности истинно советская девушка. Именно ее молодость так импонировала зрителю, что весь зал с замиранием сердца ждал грядущих перемен.
Подробнее о творчестве актрисы можно узнать из интервью «Людмила Аринина: «Искусство-это чувство меры» (Южноуральской панорама. – 2009. – 20 января) и «Людмила Аринина: «Живу немножечко на каблуках » (Вечерний Челябинск. – 2009. – 27 января).
Так же в спектакле были задействованы актеры: О. Климова (Надюша), Г. Стегачева (Ирина), В. Быкова (Анна Петровна), П. Шитяков (Сонный), В. Смолин (Вытягин).
Стоит обратить внимание и на замечательную сценографию Дмитрия Афанасьева, молодого художника, которая получила очень высокую оценку критиков и зрителей. При оформлении спектакля он использовал светлые тона для декораций, что, безусловно, подчеркнуло молодость героев пьесы, легкость и воздушность самого спектакля. Также в декорациях можно было различить облик Ленинграда. Именно из города белых ночей родом Дмитрий Владимирович. Позже он вернулся в родной город, где стал профессором, заведующим кафедрой сценографии и театрального костюма ЛГИТМИКа, главным художником Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.
Д. В. Афанасьевым разработано учебное пособие «Пространственное оформление спектакля». (Ленинград, 1990).
Конец пятидесятых. На смену проверенной драматургии приходила новая, порой неожиданная и непонятная, но очень привлекательная. Она нужна была театру, чтобы оторваться от шаблонных сюжетов и почувствовать живое дыхание жизни. Театр искал новые подходы, терпел неудачи, одерживал победы. И одной из таких побед стал спектакль «Фабричная девчонка». Светлый и весенний он стал таким долгожданным подарком прекрасной половине человечества.
Автор: Е. В. Белокопытова, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству.