Сегодня поговорим о втором альбоме калифорнийских легенд политически заряжённого рэпкора. Это «Империя зла» от Rage Against the Machine.
Если сейчас в музыкальном мире в порядке вещей не выпускать новые альбомы годами, то когда-то это было в диковинку. Вот и поклонники RATM в середине 90-х обеспокоились тем, что о новых релизах их любимой группы нет никаких новостей.
Что же делала группа с момента выхода дебютника в 92-ом? Разумеется, поехала в успешный тур в поддержку пластинки. А потом и в ещё один. Перезаписала свою старую демку «Darkness» для культового фильма «Ворон». Выпустила новую песню для ещё одного саундтрека. Но поклонникам определённо хотелось больше.
Поговаривали, что четвёрка была крайне близка к распаду. Якобы в ноябре 1994-го целую кучу записанного материала для второго альбома выбросили в мусорку по причине несогласованности между музыкантами. Однако когда гитариста Тома Морелло спросили напрямую о том, почему между релизами двух первых альбомов прошло четыре года, он ответил следующее:
«У нас в группе мы преследуем совершенно разные интересы. Но в основном главная причина задержки между альбомами заключалась в попытке найти правильную комбинацию наших очень разных влияний, которые позволили бы сделать альбом, который всем нам понравился. Это был долгий процесс».
Название пластинки «Evil Empire» – ни что иное, как высказывание 40-го президента США Рональда Рейгана, брошенное им в адрес Советского Союза в марте 1983 года в период так называемой «холодной войны». Только вот в случае Rage Against the Machine было совершенно очевидно, что под «Империей зла» они представляют уже не давно рухнувшую страну, а их собственную родину – США. Каждое своё выступление они использовали, как рупор в поддержку того или иного осуждённого или для критики определённого строя.
Чем отличается второй альбом группы от первого? Да по сути не так уж многим: тексты всё такие же политически пропитанные (а как же иначе), гитарные риффы всё такие же зубодробительно чумовые, бас-гитара с ударными по-прежнему в порядке, а Зак де ла Роча ещё больше отточил свой навык фронтмена и оратора. На альбоме 11 песен и практически каждая заслуживает звания мини-шедевра. Обсудим самые интересные:
«People of the Sun» – короткий (всего две с половиной минуты) залп, с которого альбом и стартует. Текст посвящён движению сапатистской армии в Мексике – это их красную звезду можно увидеть на некоторых символах группы.
Интересный факт: некоторые сцены для видеоклипа были взяты из неоконченного фильма культового советского режиссёра Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!». Впервые на экранах его увидели в 1979 году.
«Bulls on Parade» – безоговорочный претендент как на звание лучшей песни на втором альбоме, так и в целом в творчестве Rage Against the Machine. Этот статус она заслужила по всем параметрам: общая драйвовость, одно из лучших гитарных соло Тома Морелло, удивительная педальная партия и, конечно же, текст, легко разбиваемый на отдельные цитаты.
Лирика критикует политических лидеров (в основном, конечно, американских), использующих на словах очевидные приёмы для продвижения, к примеру поддержку малоимущих слоёв населения, но на самом же деле вместо всего этого развязывающих очередные ненужные простому народу войны:
«Weapons, not food, not homes, not shoes, not need, just feed the war cannibal-animal».
«Оружие – это не еда, не дома и не обувь. Это лишь нужды для военного животного».
Даже название – «Быки на параде» – ссылается на то, что крупный скот можно остановить лишь силой.
Выпущенная в качестве первого официального сингла с альбома, «Bulls on Parade» получила широкую огласку и популярность вслед за событиями 13 апреля 1996 года, когда радикально настроенных музыкантов совершенно неожиданно пригласили выступить на известном американском вечернем шоу «Saturday Night Live». Особую остроту выступлению придавал тот факт, что в этот день представлял группу кандидат в президенты США от Республиканской партии Стив Форбс (да, он главный редактор того самого журнала про миллиардеров и внук основателя). Лёгкая мишень для группы калибра Rage Against the Machine.
То, что ничем хорошим это не закончится, стало понятно, когда перед исполнением «Bulls on Parade» над усилителями помощники группы вывесили перевёрнутые американские флаги (частый приём, используемый RATM на концертах). Организаторы шоу в спешном порядке скрутили их, дали группе исполнить песню (а должна была быть ещё и вторая), после чего прогнали четвёрку из студии. Пиар удался по полной программе. Поищите в интернете сам эпизод, ибо на Youtube та видеозапись подвергается жёсткой цензуре.
«Vietnow» – агрессивная критика ультраправых американских радиостанций, имевших большую популярность в те годы. Название песни вполне может ссылаться к войне во Вьетнаме, печально известной странице в истории. Там, где США принимало самое непосредственное участие.
«Snakecharmer» – обладает очередной убойной (да-да) гитарной партией и соответствующей проблематикой. Особенно хорош припев:
«Your friendship is a fog that disappears when the wind redirects».
«Ваша дружба – это туман, который рассеется, когда ветер сменит направление».
Данные строчки направляются в сторону глав государств, чьи отношения меняются так же часто, как погода за окном.
«Down Rodeo» – мой личный фаворит с альбома. Запоминается лучшей партией инструментов на «Evil Empire». Сложно выразить, сколь хороша данная композиция.
«Yeah I'm rollin' down Rodeo wit a shotgun».
Родео – это Родео Драйв, богатейший класс в Лос-Анджелесе, родном городе Rage Against the Machine. Зачем ехать туда с дробовиком? Вообще группа старалась отрицать провоцирование насилия, используя эту строчку в качестве «оружия самообороны», дескать бедные в любом случае должны отбиваться от богатых. Что ж, трактовать тут можно по-разному.
«Year of tha Boomerang» – финальный трек, вышедший впервые как раз на саундтреке в 1994-м к фильму «Высшее образование». Само словосочетание «Год бумеранга» впервые прозвучало из уст франкоязычного революционера Фрэнка Фанона. Он был ветераном Второй Мировой, однажды начавшим бороться за независимость Алжира от Франции. При этом был известным противником расизма.
По какой-то причине, «Evil Empire» находится в тени и альбома предшественника, и его последователя. Фактически сейчас он считается самым недооценённым оригинальным релизом в каталоге Rage Against the Machine. Я считаю, что на альбом стоит обратить внимание. Это полноформатник уже обросшей мясом группы, способной удивить чем угодно. Я бы смело поставил этот альбом на одну чашу весов по силе с дебютником. Выделив только самое любимое, искренне советую пластинку к прослушиванию целиком.
В 1996 году RATM единственный раз приезжали в Россию с концертами в рамках турне в поддержку релиза. Уверен, группа обрела многих поклонников на нашей земле именно тогда. Если так, то напишите об этом в комментариях, как и о своём отношении в целом к альбому «Evil Empire».
О великом дебютном альбоме пишу здесь:
Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.