Развитие ребенка – многогранный сложный процесс. Необходимо развивать не только умственные способности, но и двигальные и не забывать о речевых.
К вашему вниманию я представляю несколько упражнений и игр для развития речи, восприятия, памяти и мышления дошкольников.
1. «Четвертый лишний». Называется 4 предмета или явления (желательно картинки) ребенку нужно сказать, что лишнее и почему.
Например, по теме фрукты: апельсин, банан, мороженное, яблоко.
Можно усложнить эту игру, не задавать определенной темы: клубника, шарик (красный), зонтик (синий), ручка (красная). В этом случаи можно выбрать клубнику, потому что это еда, или синий зонтик, потому что он другим цветом.
Также можно со звуками: дом, дыня, дудочка, лимон; позиции звука в слове (ели изучаем определенный звук на данном моменте): дом (звук д в начале), удочка (звук д в середине), дыня, дудочка.
2. «Гномик». Что говорим ребенку – «Гномик маленький и все предметы у него тоже маленькие, у нас большое яблоко, а у гномика маленькое (яблочко)». Ребенок должен назвать слово ласково. Это упражнение на способность к словоизменению. Также можно предложить вариант «Один много»: один апельсин, а много – апельсины. «Скажи наоборот» (антонимы): толсты, а наоборот – тонкий.
3. «Сосчитай до 5» - закрепляем устный счет, согласование числительных и существительных. Для этого берем любой предмет и считаем: один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов.
4. «Доскажи словечко», упражнение на обобщающие понятия: футболка, кепка, штаны как назовем одним словом? (ответ одежда), можно наоборот: «назови одежду которую знаешь», и другие темы. Также это упражнение может быть и с целым предложением: «Падает пушистый, белы …(снег). На грядке вырос красный вкусный … (помидор).».
5. «Что не так?» упражнение на внимательность и на умение правильно согласовывать слова, найти ошибку в предложении и исправить ее, сказать, как должно быть правильно. «Врач строит дом (врач лечит людей, строитель строит дом), Собака громко замяукала (кошка громко замяукала, собака громко залаяла), Варенье варят из огурцов (варенье варят из ягод). Другой вариант этого упражнения – исправь ошибку «Морозное день» (морозный день), Сильная ветер (сильный ветер).
Эти упражнения предназначены для детей 4-5 лет. Их можно найти в различных пособиях для развития речи детей.
- В.Володина «Говори правильно»
- В.Мамаева и С.Карпова «Развитие речи и познавательных способностей детей 4-5 лет»
и книжки-малышки – фрукты, овощи, животные, цвета, формы и т.д.
Занятие проводиться не более 25 минут, чередуя с двигательной активностью.
Например, пальчиковая гимнастика («Здравствуй пальчик» поочередно касаться каждым пальчиком большого), минутка-разминка, можно использовать видеоразминки (Помогатор фиксики, Чударики «Самолет»).
Не забываете читать сказки, после прочтения спросите, о чем сказка, что в ней происходило, какие сказки знает ребенок. Это способствует развитию речи и мыслительных способностей что развивает интеллект.